В моей жизни было две любимые машины. Первая — роторная Mazda RX-8, на которой я ездил с огромным удовольствием, но очень редко. К тому моменту появились тестовые автомобили, так что я даже не покупал зимнюю резину: 19-дюймовые колеса были очень дорогими. Вторая — Skoda Octavia, она была как раз перед «Маздой». Из этого автомобиля я практически не вылезал: сделал в нем дорогую музыку и обожал сам копаться под капотом.
С того момента, как я продал «Октавию», прошло уже 10 лет: за это время машина сменила два поколения, но 1,8-литровый турбированный мотор все еще при ней. Более того, сейчас он выдает те же 180 л.с., что и на моей старой Skoda. Но тогда этой мощности удалось добиться только благодаря чип-тюнингу: сейчас же 180, а не 150 л.с. — это стоковые цифры. До 100 км/ч лифтбек разгоняется за солидные 7,3 секунды, и, главное, он не стал ни на йоту спокойнее. И это именно то, за что я обожал Octavia.
Про салон говорить не буду — для меня все непремиальные автомобили концерна Volkswagen внутри выглядят примерно одинаково, то есть спокойно. Да, современно (на моей Octavia такого экрана, конечно, не было), но без восторга и ярких дизайнерских решений.
Внешность — это совсем другая история. Если первая Octavia выглядела необычно, даже, пожалуй, дерзко, то текущая — слегка странно. Двойные фары — интересный шаг, но все видели такие же на одном из предыдущих поколений Mercedes E-Class. И все равно я бы купил Octavia, если бы искал машину за такие деньги и такого класса. Слишком хорошо она едет, слишком много приятных воспоминаний.
На самом деле у Skoda Octavia не три, а четыре поколения. Самая первая модель появилась еще в 1959 г. в кузове купе. Через два года чехи выпустили еще и универсал Octavia Combi. Последний экземпляр Octavia собрали в 1971 г., а всего за 12 лет производства было выпущено чуть больше 350 тыс. Octavia. После этого модель пропала на 25 лет.
Первое поколение лифтбека Skoda Octavia появилось в 1996 г. Чешский бренд в те годы уже входил в концерн Volkswagen, поэтому Octavia решили построить на платформе Golf. У лифтбека была широченная линейка моторов: дизельные, бензиновые, с наддувом и без. Всего в разные годы для Octavia предлагали 11 двигателей на выбор. Через два года после дебюта Octavia чехи выпустили модель в кузове универсал.
Лифтбек Octavia второго поколения появился в 2004 г., но Skoda вплоть до 2010 г. продолжала параллельно выпускать и лифтбек первой генерации. Общий тираж Octavia к тому времени достиг почти 1,5 млн экземпляров — это один из самых успешных проектов концерна Volkswagen за всю его историю. Вторую Octavia построили тоже на платформе от Golf, но уже пятого поколения. К лифтбеку практически сразу добавили универсал, а еще через пару лет появилась вседорожная версия — Octavia Scout. У нее был полный привод, увеличенный просвет и защитный обвес по кругу.
Octavia третьего поколения появилась в 2013-м. Ее создали на модульной платформе MQB, которая легла в основу множества моделей Volkswagen Group: Seat Leon, Audi A3, Audi TT, VW Golf, VW Passat, Skoda Kodiaq, Skoda Superb и других. После реcтайлинга в 2017-м Skoda Octavia получила полноприводную версию в кузове лифтбек, а еще ту самую спорную оптику.
Избыточная. Это самое точное определение в контексте Skoda Octavia. Лифтбек прекрасно едет и с 1,4-литровым турбомотором (150 л.с.), а этот 1,8-литровый агрегат превращает его если не в спортсмена, то уж точно в крепко сбитого физкультурника. Приятно, когда машина умеет очень быстро ездить, но в случае с семейным лифтбеком в этом нет большой необходимости.
Как и незачем мне добрая половина опций, которыми напичкана Octavia. Ну, например, ездить на такой машине можно и без кожаного салона — зимой особенно. Так что если решитесь, советую присмотреться к версии с алькантарой.
Да и такое количество водительских ассистентов мне тоже не нужно. Например, можно отказаться от системы мониторинга «мертвых» зон (с обзорностью у Octavia все порядке) и автоматического парковщика. На Skoda любой, даже не очень опытный водитель легко справится с парковкой самостоятельно просто при наличии датчиков или камеры заднего вида — привыкнуть к габаритам можно очень быстро.
Вся эта избыточность отражается не только на общем восприятии автомобиля, но и на его цене. Ну не может автомобиль гольф-класса, пускай даже очень крупный и комфортный, стоить 1,5 млн рублей. За эти деньги можно подобрать неплохо укомплектованный кроссовер и даже бизнес-седан. И все-таки у Octavia есть своя магия: это очень качественный, функциональный и быстрый автомобиль.