Депутаты снова озаботились тонировкой: одни предлагают в 10 раз увеличить штрафы для злостных нарушителей, другие — вовсе запретить тонировать стекла в качестве антитеррористической меры.
Недавно проведенный ГИБДД рейд «Тонировка» выявил многочисленные нарушения: водители продолжают ездить с чрезмерно затемненными стеклами. Например, в Саратове за полтора часа по этой причине остановили 40 водителей. Госавтоинспекция Саратова в ходе профилактического рейда оштрафовала более 200 автомобилистов. Причина массовых нарушений — в небольшом штрафе, считают в Госдуме. На текущий момент за тонировку, не соответствующую регламенту, водители платят 500 руб. (250 руб. со скидкой). Депутаты убеждены, что ситуацию пора менять.
Согласно действующему Техническому регламенту Таможенного союза, передние стекла автомобиля нельзя сильно тонировать — допускается только светозащитная полоса шириной 140 мм в верхней части лобового. Задние стекла можно затемнять в «ноль», но светопропускание передних боковых и лобового должно быть не менее 75%. Для измерения степени тонировки у инспекторов ГИБДД есть специальные приборы.
В ГИБДД считают, что слишком сильная тонировка спереди может стать причиной ДТП, особенно в темное время суток. Сразу несколько зарубежных исследований действительно показали, что снижение светопропускания уменьшает дистанцию распознавания объектов.
Из-за темных стекол невозможно идентифицировать, кто сидит за рулем и что происходит в салоне. Например, камеры не смогут штрафовать непристегнутых или разговаривающих за рулем водителей — такая мера обсуждается на протяжении нескольких лет. Но это не самая серьезная проблема.
«Водитель может скрыться с места ДТП, бросить авто и сообщить, что машину угнали некие третьи лица, что не позволит получить возмещение с хозяина машины, так как у него автомобиль неправомерно изъяли неустановленные лица, и он сам является потерпевшим», — рассказал корреспонденту Autonews.ru ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала.
Депутат законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров предложил вообще запретить тонировку — ради борьбы с террористами. По его мнению, затемненные стекла могут быть маскировкой для злоумышленника, скрывать его лицо или установленное в автомобиле взрывное устройство. Исключение депутат предлагает сделать лишь для полиции и спецслужб.
Первый зампред Комитета по госстроительству и законодательству Госдумы Вячеслав Лысаков давно предлагает ужесточить ответственность за нарушение правил тонировки. Он приводит в пример опыт Объединенных Арабских Эмиратов, где несмотря на жаркий климат, существует штраф за тонировку не по правилам.
Впервые он представлял поправки еще в 2015 г., и помимо увеличения штрафов, предлагал лишать прав за повторное нарушение. В правительстве эту меру сочли слишком суровой. Но даже после того, как она была исключена, законопроект не удавалось продвинуть дальше. Чтобы выйти из тупика и получить положительный отзыв правительства, проект поправок отклонили и позже внесут его в новой редакции.
Теперь депутат предлагает штрафовать за тонировку на 1,5 тыс. руб. в первый раз и на 5 тыс. руб. — за повторное нарушение в течение года.
«Можно отвлечься в разговоре во время движения, заслушаться музыкой, превысить скоростной режим или нарушить разметку. Человек — не автомат, может ошибиться. А когда он едет в сервис и обклеивает машину тонировкой всю — это сознательное нарушение закона», — объяснил Лысаков в беседе с корреспондентом Autonews.ru.
До 2014 г. за слишком темные стекла снимали регистрационные номера, после отмены этой меры заказы в автосервисах на тонировку выросли вдвое — такую статистику приводит Вячеслав Лысаков.
В то же время даже сейчас для нарушителей существует неприятный нюанс. В первый раз вместе со штрафом водитель получает предписание, согласно которому он в течение суток обязан устранить нарушение. Если он попался в следующий раз с неправильно затонированными стеклами, ему может грозить более суровая статья. Фактически водитель не выполнил законное требование сотрудников полиции, а за это наказывают не только штрафом 500-1000 руб., но и административным арестом вплоть до 15 суток.
«Дело доходит до ареста в редких случаях. Его срок зависит от решения судьи», — пояснил адвокат Дмитрий Зацаринский. Он также обратил внимание на то, что замер светопропускания должен проводиться сертифицированным прибором и определенным образом. Точность показаний прибора зависит от давления, влажности воздуха и его температуры. Процесс замера юристы рекомендуют в спорных ситуациях снимать на телефон.
Главная причина тонировки стекол — сильный нагрев салона автомобиля солнечными лучами. Особенно это актуально для регионов с жарким климатом. В то же время среди водителей существует ошибочное мнение, что чем темнее пленка, тем лучше она защитит от солнца.
«На самом деле тон пленки не влияет на нагрев, а регулирует только светопропускание, то есть в салон поступает меньше света, а уровень поступления тепла может остаться таким же, как и без пленки. Но не все пленки одинаково эффективны. Существуют специальные атермальные солнцезащитные пленки, которые обеспечивают эффективность поглощения ИК и УФ-излучения до 99%, и при этом они абсолютно прозрачные, то есть пропускают до 90% света в салоне. А это значит, что для водителя сохраняется отличная видимость, и в то же время не происходит сильного нагрева салона», — рассказал технический эксперт компании 3М (производителя пленок для стекол) Игорь Степанов.
Вячеслав Лысаков пообещал внести законопроект в Госдуму весной и надеется, что он будет рассмотрен до летних каникул. По словам парламентария, законопослушным водителям боятся нечего: поправки будут сделаны в рамках существующих стандартов и правил дорожного движения — никаких ужесточений, кроме повышения штрафов, в них нет.
В то же время Лысаков уточнил, что не является противником тонирования задних стекол, назвав процедуру разумной. Депутат считает, что стоило бы сделать послабления для передних стекол, но признает, что изменить существующие стандарты сложно.