«Жми от души, делай что хочешь!» — кричит инструктор, который еще час назад возил журналистов группой на скорости не более 60 км/ч. Теперь мы остались вдвоем, а он, кажется, устал быть слишком острожным на серпантинах словацкого горного курорта Штребске плесо. «Вы, русские, хорошо умеете ездить по льду, так что не стесняйся. У тебя когда-нибудь была заднеприводная Lada?», — то ли шутя, то ли всерьез уточняет он. Была, но и цена ошибки тогда измерялась цифрами совершенно другого порядка.
Я веду Rolls-Royce Ghost стоимостью не меньше 30 млн руб. с мотором мощностью почти 600 л.с. и приводом на задние колеса по совершенно обледеневшей дороге. У мотора V12 такой вал тяги, что задние колеса легко срываются в пробуксовку даже на сухом асфальте, и можно только догадываться, как бы эта махина ехала по льду без помощи системы курсовой устойчивости. Но изнутри все выглядит очень пристойно.
Седан нежно трогается со второй передачи и очень мягко разгоняется, кажется, совершенно не обращая внимания на силу давления на акселератор. О поползновениях кормы в сторону речь почти не идет, электроника мгновенно подавляет любые колебания и мягко, но настойчиво заставляет машину ехать строго по прямой столь уверенно, будто бы здесь все-таки есть какой-то хитрый дополнительный привод. Хотя физику не обманешь, и при старте в горку седану приходится тяжело — скорость растет едва-едва, а догоняющий кроссовер все настойчивее увеличивается в зеркале заднего вида.
Основательность и величие, с которыми Ghost набирает ход в таких условиях, вселяет почтение даже в окружающих. Джентльмен все делает степенно и вежливо, а суетливым маневрам в этом мире нет места. Но в мир реальный возвращает гудок поезда, который выскакивает из-за поворота по скромной узкоколейке и пересекает дорогу. Удар по тормозам, Ghost едва заметно приседает на передок, где-то далеко впереди трещит АБС, а машина мягко, но крепко останавливается за метр до проходящего поезда.
«Поезд ездит здесь примерно раз пять в день, — Невозмутимо комментирует инструктор. — И я первый раз вижу его так близко». Тонко. Пропустив поезд, седан проезжает рельсы так, будто их здесь и не было.
На пустом летном поле небольшого аэродрома города Попрад расставлены конусы: змейка, скоростной поворот почти на 90 градусов, переставка и прямик для теста максимальной скорости. Точнее, три километра асфальта взлетно-посадочной полосы. Еще пару дней назад здесь лежал снег, но сегодня обойдется без дрифта — погода, кажется, не хочет, чтобы дорогой лимузин использовали не по назначению. Чего не скажешь об организаторах, которые как раз хотели доказать, что Rolls-Royce вполне пригоден к зимней эксплуатации.
Полный привод для британцев — это вопрос идеологии. Многие годы считалось, что автомобили Rolls-Royce хороши в чистом виде с классической компоновкой и не требуют более сложной трансмиссии. Но мега-кроссовер марки уже на подходе, мощности растут, и к полному приводу британцы так или иначе придут. Пока же предлагают всерьез попробовать то, что есть — зимой, мол, ни снег, ни скорость не должны быть проблемой.
Змейку на купе Wraith — суть тот же пятиметровый Ghost в более стильном исполнении — инструктор предлагает пройти на скорости 40 км/ч, сразу намекая, что можно быстрее. Действительно, можно, если руки способны быстро крутить огромный руль, а глаза хорошо чувствуют габариты. Главное, как и с любым другим автомобилем, смотреть туда, куда хочешь попасть, а не гипнотизировать взглядом далекую фигурку на капоте. Про цепкие тормоза, способные остановить машину весом 2,5 тонны за пару метров, мы уже знаем.
Поворот на скорости 90 км/ч Wraith проходит как обычная легковушка с поправкой на массу и деликатность системы стабилизации — где-то внизу могут коротко хрустнуть тормоза, но траектория останется неизменной. А переставка на 120 км/ч кажется чем-то из разряда фантастики: короткий удар по тормозу, вход в коридор, стабилизация рулем, и можно продолжить разгон по прямой.
«Каждый конус у Rolls-Royce стоит сто тысяч евро, потому что права на ошибку у водителя этой машины не может быть», — снова шутит инструктор. Всего через 15 минут он попросится за руль и изобразит на асфальте эффектный «пятак» — так же легко и непринужденно.
Седан Ghost в короткобазном исполнении по технике и габаритам мало чем отличается от купе Wraith, и предложенные упражнения выполняет с той же непринужденностью. Отличия в том, что психологически сложнее бросать эту махину между конусами и выполнять скоростную переставку, а посадка на водительском кресле далека от спортивной. Сделать повадки машины более драйверскими тоже нельзя — переключателя режимов здесь нет, электронные помощники не отключаются, а вместо спортивного алгоритма коробки здесь только позиция Low, которая делает силовой агрегат лишь чуть более отзывчивым.