В России резко выросли розничные цены на бензин и дизтопливо. По данным Росстата, на 14 мая средняя розничная цена бензина в России достигла 41,28 руб. за литр, и продолжает расти примерно на 1-1,5% в неделю. На многих заправках стоимость 95-го бензина уже достигла отметки 45 руб. за литр.
Первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева, выступая на заседании межкомитетской рабочей группы в Госдуме, объяснила повышение цен ростом цен на нефть на международном рынке, а также увеличением акцизов.
«В этом году выросли международные цены, выросли акцизы — это два фактора, которые внесли свой вклад. Когда цены на нефть падали, цены на бензин росли меньше. Их вклад в инфляцию был меньше, чем у других цен», — объяснила она.
Экспорт сегодня нефтяникам гораздо интереснее, подтверждает доцент кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов: «С учетом тарифов и пошлин на экспорт нефтепродуктов оказывается, что продавать за рубеж гораздо выгоднее, чем продавать внутри».
Однако экспортный паритет — лишь одна из причин повышения цен, утверждает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша: «Раньше рост нефти всегда приводил к укреплению рубля, сегодня рубль отвязан от нефтяных цен. Государство заработало триллионы рублей на экспорте нефти при слабом рубле».
Основной причиной эксперт называет беспрецедентный и необоснованный рост оптовых цен в России, который произошел сразу после окончания выборов президента. По данным специалиста, оптовые цены по отношению к прошлому году выросли в среднем на 20%.
«На 92-й бензин цены подскочили на 28%, на 95-й — на 23%, дизтопливо подорожало на 16%. Нас удивляет, что регулятор считает рост рыночным и соответствующим инфляции», — сказал президент Московской топливной ассоциации, добавив, что розница выросла уже на 7%, что значительно превышает инфляцию.
В начале апреля Российский топливный союз (РТС) уже обращался к президенту России и ФАС по поводу роста цен, но в ответ руководители ведомства заявили об отсутствии предпосылок для увеличения цен и пообещали строго штрафовать нефтяные компании. Однако после того, как цены действительно пошли вверх, ФАС посчитал этот рост рыночно обоснованным. В аналогичном ключе высказались в Минэнерго, заявив, что ситуация ничем не отличается от прошлогодней.
«Рыночным такой рост признать нельзя, потому что в стране ничего не изменилось — ни себестоимость добычи, ни налоги, ни логистика. Ничего не произошло, что должно было увеличить цены, кроме роста внешних цен и экспортной альтернативы», — уточнил Евгений Аркуша.
Механизм формирования оптовых цен, объяснил эксперт, завязан на биржевую торговлю нефтью: «Мы работаем в неких придуманных критериях биржевых индикаторов. Они формируются в ходе торгов и являются ориентирами для оптовых цен на рынке, если определенный объем топлива продается через биржу. На сегодня ряд компаний научились управлять этими биржевыми индикаторами, совершая сделки между собой через подставные фирмы».
В объединении независимых трейдеров нефтепродуктов также заявили, что нефтяные компании искусственно ограничивают предложение топлива на биржевом рынке, формируя таким образом искусственный дефицит и провоцируя рост цен как на бирже и, как следствие, на АЗС для конечных потребителей.
В итоге рост цен, по словам Аркуша, все-таки обеспокоил власти, но в правительстве не спешат принимать административные решения. «Две недели назад поднимался вопрос о том, что пошлины на нефтепродукты неадекватны ситуации, но никаких мер не было принято», — подтвердил доцент кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов.
Рост оптовых цен создает угрозу для розничного рынка, который в условиях сильной конкуренции вынужден сдерживать цены, что приводит к убыткам продавцов.
«Маржинальная доходность розничного бизнеса АЗС в Москве около 1,5-2%, и это значит, что мы работаем с убытками. Необходимая доходность АЗС — около 10%. Поэтому на рынке начинаются разные криминальные явления», — рассказал Евгений Аркуша.
Большие компании могут позволить своим АЗС работать в убыток, потому что убытки перекрывает деятельность по добыче, переработке и оптовой торговле.
Мелкие продавцы, по мнению президента Московской топливной ассоциации, могут уйти с рынка, не выдержав конкуренции. «Процесс вымывания мелких игроков идет уже давно. Выживают за счет сопутствующей торговли, но многие переходят на суррогаты или полупродукты», — рассказал Аркуша.
Павел Грибов полагает, что при низкой рентабельности розницы существует угроза того, что в итоге рынок поделят три-четыре игрока, которые и будут определять правила игры.
Для того, чтобы снизить оптовые цены, Аркуша предлагает увеличить производство, объемы поставок на внутренний рынок и торговли на бирже, чтобы выровнять баланс спроса и предложения. Кроме того, нужно не снижать, а увеличивать экспортные пошлины.
«С большим экспортным паритетом сокращают производство высококлассных бензинов, снижается объем поставок на внутренний рынок», — отметил эксперт.
А вот влияние акцизов на рост топлива эксперты рынка считают не слишком значительным. «Акцизы повышаются каждый год, последний раз — с 1 января. Но нынешний рост не имеет к ним отношения. Это лишь желание нефтяных компаний добиться увеличения прибыли», — объяснил Евгений Аркуша.
Ранее министр финансов России Антон Силуанов обещал повышение акцизов на бензин и дизтопливо 1 января и 1 июля — каждый раз на 50 коп. за литр. По расчетам чиновников, при повышении акциза на 50 копеек за литр стоимость топлива в рознице может увеличиться примерно на 60 копеек, а дополнительный доход государства при двух повышениях составит не менее 40 млрд рублей.
Летнее увеличение акцизов может привести к новому росту цен, говорит Павел Грибов, но необходимости в этом нет. «При нынешней цене на нефть и выхода бюджета на профицит, возможно, удастся избежать этой меры, и рост цен остановится», — предположил специалист.
До тех пор, пока акцизы составляют больше половины розничной цены топлива, ничего не изменится, считает Павел Грибов. Требуются глобальные меры, включая изменение налоговой политики, что затрагивает значительные макроаспекты экономики. При нынешнем положении дел изменение вряд ли возможно.