Столичные камеры видеофиксации вскоре начнут отслеживать наличие у водителей полисов ОСАГО. Как сообщил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников на Пятом Международном молодежном форуме «Обеспечение безопасности дорожного движения», сейчас завершается доработка базы данных ОСАГО, после чего в Москве можно будет провести эксперимент.
«В ближайшее время в тестовом режиме в Москве система заработает. В настоящее время прозрачность и корректность этой базы данных, которая находится в РСА, дорабатывается и находится в заключительной стадии», — пояснил представитель ГИБДД.
О том, что камеры видеофиксации нарушений займутся проверкой полисов ОСАГО, президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс заявлял еще в прошлом году. Нововведение предполагалось опробовать в Москве, Казани и других крупных городах, после чего внедрить по всей стране. В РСА неоднократно заявляли о намерении бороться с тем, кто уклоняется от покупки полиса, либо ездит с фальшивками. В организации подсчитали, что на сегодня без ОСАГО ездит 2,8 миллиона водителей.
Обязанность ведомств осуществлять обмен информации была введена еще в 2005 г. постановлением правительства номер 567, но осуществить его на практике мешали технические сложности. «Объемы данных огромные, поэтому мы в течение длительного периода времени осуществляли техническую подготовку для внедрения данного сервиса», — рассказал корреспонденту Autonews.ru председатель Президиума РСА Евгений Уфимцев.
С 1 марта РСА и ГИБДД запустили опытно-промышленную эксплуатацию сервиса, который позволил наладить взаимодействие между базами данными ГИББД и страховщиков. С 17 мая, уточнил Евгений Уфимцев, эта система пошла в промышленную эксплуатацию.
«Сервис работает и взаимодействие баз стало возможным в нормальном режиме с большими объемами запросов. Раньше не запускали, потому что в Москве ежедневно ездят 4 млн транспортных средств, и без подготовки мы бы просто базы могли положить. Нужно было правильно спроектировать, наладить взаимодействие, протестировать под нагрузкой, то есть выделить мощности. Мы это сделали», — объяснил специалист.
В пресс-службе ЦОДД отказались комментировать проект РСА, уточнив лишь, что технически реализовать его несложно: «Технически никаких сложностей нет. Они предоставят алгоритм, мы примерим его на наши камеры».
В организации подтвердили, что камеры на столичных улицах и системы фиксации являются многофункциональными и способны одновременно обрабатывать несколько видов нарушений или проверок.
Пилотный проект по дистанционному контролю полисов ОСАГО в столице запустят уже в конце мая, когда будет создан регламент оформления нарушений и рассылки писем с квитанциями, подтвердил Autonews.ru Евгений Уфимцев. Однако в рамках тестового периода штрафовать нарушителей не будут. Вместо квитанций они получат уведомления о необходимости приобрести или продлить полис ОСАГО.
Евгений Уфимцев объясняет это отладкой системы и поиском ошибок в базах данных. «Как было ранее с ошибочными КБМ, многие люди не обращают внимания на все цифры, которые написаны в полисе: госномер, VIN и прочие данные. Из-за простой ошибки система может выдать ответ, что на конкретный автомобиль полиса нет. Чтобы эти вещи убрать, исправить, мы предложили на три месяца сделать пилотный проект, когда человеку просто приходит письмо с уведомлением, чтобы была возможность обратиться в страховую компанию, проверить полис, правильно ли вписаны все данные», — объяснил специалист.
О том, как и когда ЦОДД начнет выписывать реальные штрафы, в РСА пока рассказать не готовы. «Взаимодействие налажено, мы в обсуждении практического регламента. Проект сложный и серьезный, потому что там гигантский объем трафика. Каждую машину надо проверять онлайн, потому что полисы покупаются электронно и появляются в системе внезапно, расторгаются, меняются, поэтому система должна работать онлайн», — добавляет Уфимцев.
Автоюрист и радиоведущий Сергей Смирнов не видит юридических проблем на пути внедрения подобной системы: «Никаких законодательных поправок не нужно. Все будет работать, если базы нормально взаимодействуют. Там проблема всегда была только техническая».
Беспокойство юриста вызывает только 10-дневный срок, в течение которого автовладелец должен поставить купленную машину на учет, а до этого момента имеет законное право ездить без полиса. «У прежнего владельца кончился полис, он не стал продлять, а автомобиль продал. Покупатель имеет 10 суток на переоформление, но не обязан покупать ОСАГО до этого момента. В этот период камера видит машину, видит, что полиса нет, и высылает штраф прежнему владельцу, на котором числится автомобиль».
Для того, чтобы избежать подобных коллизий, в системе будет заложен алгоритм последующей проверки, объясняет Евгений Уфимцев из РСА: «Сегодня фиксируется нарушение, точнее, факт проезда машины, а запрос на предмет наличия полиса осуществляется через 10 дней. Если на одиннадцатый день в системе не появился полис, значит, извините, будет штраф».
Штраф за езду без полиса ОСАГО в России составляет 800 рублей. Кроме того, автовладельца можно наказать на 500 руб. в случае с сезонным полисом за езду в период, когда полис не действует, либо при управлении машиной водителем, не вписанным в страховку.
В начале года депутат от «Единой России» Сергей Вострецов внес в Госдуму законопроект об увеличении штрафа за езду без полиса ОСАГО до 5000 руб. для любых видов страховых нарушений. Еще раньше глава РСА Игорь Юргенс предлагал увеличить штраф за езду без ОСАГО до 8000 руб.