«А что, водителя во время заезда вообще не будет?» — спрашиваю представителей «Яндекса». Если честно, перспектива оказаться одному в салоне гибридного Toyota Prius на заднем сиденье без всякой возможности взять управление на себя очень настораживала. На самом деле тест проводился на небольшой закрытой площадке, где риск серьезного ДТП сведен к минимуму. Все равно страшно.
«Просто пристегнись и ни в коем случае не пытайся прикасаться к рулю. Выходи из машины только после полной отстановки», — подобные наставления от представителя «Яндекса» больше напоминали советы инструктора в автошколе. В этот же момент у меня в голове пролетали заголовки собственных новостных заметок о многочисленных ДТП с участием автономных электрокаров Tesla и прочих, не совсем приятных историях, связанных с беспилотниками.
Раньше «Яндекс» уже неоднократно выкладывал в сеть ролики с тестовых испытаний автомобилей с автономной системой управления собственной разработки. Возможности новой технологии даже демонстрировали Владимиру Путину. Президент ограничился визуальным осмотром прототипа, а вот стать одним из первых пассажиров беспилотника, помимо самих работников «Яндекса», смог уже я.
Внешне автономный хэтч Toyota Prius отличается оптическим лидаром, который устанавливается на крыше. Это лазерный излучатель, сканирующий окружающее пространство вокруг машины. На основе этих данных система выстраивает маршрут для автомобиля, а также помогает объезжать препятствия.
В салоне Prius установили большой дисплей навигационной системы и индикации беспилотника, также на нем отображается некоторая техническая информация о поездке. По заверениям разработчиков, машину укомплектовали многочисленными датчиками, сенсорами и радаром, которые нужны для распознавания объектов и дорожных знаков впереди. Однако рассмотреть более детально модифицированный Prius просто нет времени — пора ехать.
Небольшой дискомфорт из-за отсутствия водителя за рулем и самостоятельно вращающегося руля быстро проходит. После нескольких минут в салоне автономного Prius понимаешь, что бояться в принципе нечего — по навыкам вождения беспилотник от «Яндекса» даст фору многим таксистам.
Ускорение, торможение, повороты, удержание полосы — со всем этим система справляется отлично. Разумеется, речь пока идет только о полигоне, а как поведет себя новая технология на дорогах общего пользования с напряженным трафиком, нам еще предстоит узнать.
В ходе поездки по закрытой площадке Toyota Prius на прямом участке разгонялась примерно до 30 км/ч. В «Яндексе» заверили, что автономная система позволяет машине ехать еще быстрее, однако выбранный полигон для больших скоростей явно не предназначен.
Пятиминутный тест-драйв отечественного беспилотника в районе бывшего завода «ЗИЛ» получился очень запоминающимся. Жаль, что выехать на ТТК в нескольких сотнях метров не разрешили. Для движения по таким дорогам в водительском кресле должен находиться пилот-испытатель, который в любой момент готов будет взять управление на себя.
В будущем «Яндекс» планирует разработать автопилот пятого уровня. Такая машина сможет ориентироваться на дороге и передвигаться полностью самостоятельно — без вмешательства со стороны человека. Эту технологию, в первую очередь, будут использовать в машинах такси. Но профессиональным водителям беспокоиться пока рано: по самым оптимистичным прогнозам, такие автомобили могут выехать на улицы не раньше 2030 года.