Маркетологи ульяновского автозавода уже давно усиленно пытаются придать внедорожнику UAZ Patriot имидж «горожанина». Помните, несколько лет назад вышел рекламный ролик модернизированного «Патриота», где утверждалось, что он «Создан для бездорожья», но при этом «обновлен для города»? Действительно, автомобиль стал предлагаться с гидроусилителем руля, системой стабилизации, парктроником, а чуть позже обзавелся камерой заднего вида, светодиодной оптикой и даже мультимедийкой на Android.
Кроме того, желание привлечь новых покупателей вылилось в появление множества специальных версий «Патриота». Одну, скажем, выпустили к 70-летнему юбилею УАЗа, другую «привязали» к популярной танковой стрелялке World of Tanks, а самую свежую посвятили футболу. Особые эмблемы на кузове, наклейки вдоль бортов и логотипы, «зашитые» в заставку информационно-развлекательной системы. Вся эта «красота» нужна внедорожнику так же, как спойлер тюнингованной «девятке».
Но вот новая «Экспедиционная» версия UAZ Patriot, которую мы испытали на Кавказе — совсем другой случай. Все дополнительное оборудование тут строго по делу. В Off-Road пакет входят защиты рулевых тяг, аккумулятор повышенной емкости, а также с электрическая лебедка. Плюс ко всему, автомобиль укомплектован зубастыми шинами BF Goodrich All-Terrain, блокировкой заднего дифференциала, фаркопом, защитой порогов, а также багажником на крыше. Процесс загрузки тяжелого походного инвентаря в дополнительный грузовой отсек призвана облегчить откидная лестница. И все это навесное оборудование устанавливается прямо на заводе, потому имеет необходимую сертификацию. Ну, а узнать издалека экспедиционный «Патриот» можно по ярко-оранжевому цвету кузова, который предлагается эксклюзивно только для этой версии и удачно сочетается с черным багажником.
Сочи встретил не по-летнему плохой погодой. Проливной дождь, который, как оказалось, шел уже пятый день подряд, внес непредвиденные коррективы в заранее намеченный маршрут. Испытать новую спецверсию внедорожника нам предстояло на перевале Грачевский, куда мы должны были забраться со стороны Лазаревского. Однако дороги там совершенно размыло, а в горах сошел сель, поэтому преодолеть этот путь было под силу только большим грузовикам вроде «Урала».
Впрочем, от планов попасть на Грачевский мы все же не отказались, решив забраться на него с другой стороны через поселок Отдаленный. Но сначала нас ждал почти 300-километровый объездной путь по берегу Черного моря к месту нашей первой стоянки.
Ехать несколько часов по асфальту на экспедиционном автомобиле со внедорожной резиной — то еще удовольствие. Оставшийся без изменений 2,7-литровый бензиновый двигатель, развивающий 135 сил и 217 Нм крутящего момента (при 3900 об/мин), приходится все время раскручивать, на что он отзывается надрывным гулом. Обгоны даются с трудом, а ускоряться быстрее 100 км/ч и вовсе страшно — системы стабилизации, как и других электронных «помощников», для новой спецверсии не предусмотрено.
Из комфортных опций — только кондиционер, дополнительный отопитель салона и мультимедийная система с 7-дюймовым сенсорным дисплеем. Плюс ко всему есть навигатор с предустановленными картами России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Хорошо, что свободного пространства в даже в нафаршированном походным снаряжением «Патриоте» предостаточно и задним пассажирам не приходится пинать передних коленками.
Наконец, после семи часов пути по дорогам Краснодарского края и Адыгеи экспедиция добралась до места нашей первой ночевки. Мы разбили лагерь на горе, называемой в народе «Лоб Ленина», откуда открывается потрясающий вид на горное плато в облаках и лежащий далеко внизу поселок Мезмай.
Было принято решение установить на крыше автомобиля «УАЗовскую» палатку, которая, впрочем, не входит в базовый набор «Экспедиционного» внедорожника. За удовольствие переночевать на высоте два метра от земли, не опасаясь, что к тебе кто-то заползет, придется доплатить еще 80 тыс. рублей.
На следующий день наша экспедиция отправилась в сторону Грачевского перевала. Снова проливной дождь и извилистая скользкая дорога с долгими подъемами и спусками, проходимыми с гудением на второй передаче. Но вот асфальт сменяется разбитой грунтовкой, ведущей в сторону поселка Отдаленный. Раньше он носил резкое для уха название Шпалорез, которое лучше всего бы подошло не населенному пункту, а, скажем, злодею из вселенной Marvel.
На самом деле когда-то здесь добывался лес и производились шпалы, которые потом сплавлялись по реке до Апшеронска. Их выпускали для узкоколейной железной дороги, которая сейчас связывает Отдаленный с внешним миром. Сейчас по ней два раза в сутки ходит самоходный железнодорожный вагон — мотриса, окрещенная местными жителями «Матрицей».