Режиссер сериала «Карточный домик» Майкл Моррис едва не стал жертвой Tesla Model S — его электромобиль загорелся во время движения по бульвару Санта-Моника в Лос-Анджелесе. Очевидцы вовремя предупредили Морриса о возгорании, и он покинул машину невредимым. В Tesla назвали этот случай непривычным.
Слово fire, которое можно перевести и как «пожар» и как «увольнение», подозрительно часто звучит в истории Илона Маска. Самое время на машины ставить систему пожаротушения и цеплять цистерну с водой. Autonews.ru вспоминал самые громкие пожары с участием Tesla и других электромобилей.
Первый тревожный звонок пожарной сигнализации раздался в октябре 2010 г. — попытка подзарядить электромобиль привела к пожару на датском пароме Pearl of Scandinavia. Владелец Nissan Qashqai Future EV на электротяге как раз возвращался из Норвегии, где планировал продавать такие машины. Для подзарядки он использовал обычный удлинитель, что в итоге привело к короткому замыканию и пожару. В итоге датская компания запретила подзаряжать электромобили, а проект Future EV перестал существовать.
Литий-ионные аккумуляторы при всех своих плюсах могут загореться или взорваться, если произойдет короткое замыкание. Достаточно вспомнить историю со смартфонами Samsung Galaxy Note 7. Естественно, автопроизводители понимают риск и принимают серьезные меры, чтобы в случае аварии батарея не пострадала. В первую очередь, это огнеупорные перегородки, предохранители, специальные клапаны для выхода газа. General Motors даже провела серию обучающих занятий для пожарных и первых владельцев гибрида Chevrolet Volt. Она рекомендовала в случае аварии сначала обесточить машину и только потом спасать пассажиров.
Гибрид Fisker Karma одно время считался серьезным конкурентом Tesla Model S, если бы не серия инцидентов, подорвавших имидж инновационного седана. Уже через несколько месяцев после старта производства машины пришлось отзывать — утечка охлаждающей жидкости из батареи могла вызвать короткое замыкание. В мае 2012 г. припаркованная в гараже Karma загорелась, подожгла дом и еще два других автомобиля. Причина тогда оказалась невыясненной, а следующий пожар был вызван отказом вентилятора. Во время урагана Сэнди 16 гибридов утонули, что не помешало им потом сгореть — морская вода вызвала короткое замыкание, а сильный ветер раздул пламя.
Tesla появилась на рынке позже, чем Fisker Karma, и первый случай пожара произошел в октябре 2013 года. Двигавшийся по хайвею хэтчбек Model S наехал на деталь от прицепа, которая пробила днище и повредила батарею. Водитель был предупрежден бортовыми системами и успел покинуть машину, но она полностью выгорела. Позже Илон Маск отметил, что пожарные не могли справиться с пожаром, так как прорезали в корпусе хэтчбека отверстия и тем самым способствовали распространению огня. После второго аналогичного случая с деталью от прицепа компания выпустила обновление для пневмоподвески, увеличившее клиренс при движении на больших скоростях. Кроме того, дополнительные усилители и титановый щит обезопасили батарею.
Лежащие на дороге предметы оказались не единственной причиной пожара. В ноябре 2013 г. Model S сгорела во время зарядки, похожий случай произошел три года спустя в Норвегии. Во Франции электромобиль загорелся во время пробной поездки. Позже выяснилось, что виной тому была неправильно обжатая проводка — эту операцию почему-то выполнял человек, а не робот.
Не все аварии с участием Tesla заканчивались пожарами, но если заканчивались, справиться с огнем было непросто. В Австрии, чтобы потушить врезавшуюся в отбойник Tesla, привлекли 35 человек и пять пожарных машин. С огнем удалось справиться после того, как была перерезана проводка. Позже в Калифорнии инженер Apple погиб на кроссовере Model X — он слишком доверился автопилоту и угодил в отбойник. Через пять дней потушенный электромобиль воспламенился снова. В мае во Флориде произошло еще одно смертельное ДТП с пожаром — Model S врезалась в бетонную стену. Один подросток выжил, а двое погибли.
По иронии автопилот Tesla как будто объявил личную войну пожарным машинам. В январе Tesla Model S, двигаясь в автономном режиме, врезалась в неподвижный автомобиль пожарной службы. Скорость электромобиля превышала 100 км/ч, но обошлось без возгорания и серьезных травм. В мае история повторилась уже в штате Юта — автопилот проигнорировал остановившийся на светофоре пожарный грузовик. Автоматическое торможение не произошло, а сидевшая за рулем девушка засмотрелась в смартфон. В итоге владелица получила перелом ноги.
Так ли пожароопасны электромобили? Стивен Риссер из исследовательской фирмы Batelle и ведущий эксперт по этой теме считает, что опасность преувеличена прессой. По его подсчетам, на 300 тыс. Tesla пока зафиксировано около 40 возгораний. Согласно американской статистике, в 2015 г., когда электромобилей было еще очень мало, на дорогах сгорело 174 тыс. транспортных средств. То есть пожар происходил каждые три минуты. Таким образом, автомобили с бензиновым двигателем горят в 11 раз чаще, чем Tesla, считает Риссер. Он добавил, что возгорание в литий-ионном аккумуляторе происходит не сразу, и пассажирам, как правило, удается спастись. В то же время электромобиль горит жарче и его сложнее потушить.
Производители обычных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания проводят массовые отзывы автомобилей по малейшим причинам, способным вызвать возгорание. Например, в начале года стало известно, что Audi отзывает свыше миллиона машин. Выяснилось, что из-за трения деталей в электрических разъемах автономного отопителя может произойти пожар. Позже Lexus вызвал владельцев спорткаров LC500, RC F и GS-F с атмосферным V8 для бесплатной замены бензонасоса. Причина — вибрации, из-за которых возможна утечка топлива.