Главным и самым заметным изменением лета 2018 г. стала очередная реформа ОСАГО, в ходе которой был увеличен с 50 до 100 тыс. руб. лимит выплат по ДТП, оформленным с использованием европротокола.
Увеличение коснулось всех регионов России, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и областей, где он уже давно составляет 400 тыс. рублей. Помимо этого, летом ожидается еще ряд нововведений, так или иначе относящихся к дорожному движению
Одновременно с увеличением лимита выплат по европротоколу водители получили возможность самостоятельно оформить аварию даже в случаях, когда участники ДТП не могут прийти к соглашению относительно вины одного из них. Закон уже сейчас позволяет сделать это с использованием специального приложения Российского Союза Автостраховщиков (РСА) — предполагается, что программа сама зафиксирует фотографии аварии и координаты места ДТП, а решение о виновнике примут страховщики на основе полученных данных.
Однако существующий сегодня вариант приложения не имеет нужного функционала и выполняет лишь информационную роль, позволяя только проверить подлинность полиса ОСАГО по его номеру. В РСА обещают доработать сервис и выпустить обновленное приложение обещают в ближайшее время. При этом в ГИБДД намерены вовсе отказаться от оформления аварий без пострадавших со следующего года.
С 1 июля в России начнется оформление электронных паспортов транспортного средства (ПТС), однако одновременной отмены бумажных документов пока не произойдет. Предполагается, что регистрационные операции ГИБДД будет заносить в единую базу данных, куда также попадет информация о прохождении техосмотра, обслуживании, пробеге, авариях, наличии обременений и страховых случаев. Страховщики при оформлении ОСАГО также будут получать информацию из системы.
Полный переход на электронные ПТС с отменой бумажных перенесли на полтора года до ноября 2019 г. по просьбе некоторых стран-участниц ЕАЭС (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), которые пока не готовы перейти на электронный учет транспорта. Таким образом, часть производителей начнет оформлять электронные паспорта сейчас, а часть сможет сделать это в другое время до окончания переходного периода. До конца переходного периода будут выдаваться бумажные ПТС.
МВД намерено отменить обязательное использование наклейки «Шипы» в зимний период года при использовании ошипованной резины. Как заявили в ведомстве, о полном отказе от знака речь пока не идет, но его наличие сделают рекомендательным.
В прошлом году начали действовать штрафы за отсутствие такой наклейки при использовании шипованной резины, а автомобилисты столкнулись с дефицитом наклеек в магазинах и придирками со стороны сотрудников ГИБДД. Автомобильные эксперты неоднократно заявляли о том, что требование об использовании знака не соответствует реалиям и должно быть отменено. В свою очередь, представители МВД обещали не наказывать автовладельцев, но на практике штрафы выписывались.
Опознавательный знак транспортного средства инвалида смогут получить не только инвалиды первой и второй, но и третьей групп. Это позволит им законно пользоваться теми же льготами. Сейчас складывается странная ситуация, когда ПДД разрешают использовать знак только инвалидам I и II групп, хотя по закону льготы полагаются представителям всех трех групп. Например, инвалид III группы имеет право на парковочное разрешение, но не может поставить опознавательный знак, который требуется для законного использования парковки для инвалидов.
Кроме того, МВД намерено разрешить инвалидам III группы парковать автомобили под знаками «Стоянка запрещена». А вот проезд под знак «Движение запрещено» планируется сохранить только для инвалидов I и II групп, а также для тех, кто перевозит детей-инвалидов.
Правительство готовит поправки в КоАП, которые позволят продлить льготный период оплаты штрафов с 50-процентной скидкой в случае, если уведомление о нарушении было доставлено после истечения 20-дневного срока. В соответствии с решением конституционного суда, такое положение не позволяет установить равные возможности для всех.
Вопрос возник после того, как житель Московской области получил штраф за превышение скорости после истечения 20-дневного срока. Водитель подал жалобу, но областной Центр видеофиксации ее отклонил, а Можайский городской суд, в который обратился автовладелец, вернул жалобу без рассмотрения, сославшись на отсутствие законного права продлевать льготный период. На сторону водителя встал конституционный суд. Всего в 2017 г. было вынесено 108,7 млн штрафных постановлений, со скидкой было оплачено 65,8 млн штук.
Летом в порядок проведения медосвидетельствования на состояние опьянения добавится механизм анализа крови. Помимо существующего порога в 0,16 миллиграмма этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха вводится альтернативная норма в 0,3 грамма абсолютного этилового спирта на литр крови. Как и прежде, опьянение также фиксируется и по факту наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека в любой концентрации.
Проведение анализа крови может потребоваться в случаях, когда водитель физически не может сделать выдох. Например, если он находится в состоянии сильного опьянения или без сознания, либо симулирует такое состояние. Также анализ крови может применяться посмертно. Анализ можно будет проводить как в стационаре, так и в передвижной лаборатории на базе микроавтобуса.
Наказания для пьяных водителей останутся прежними: штраф в размере 30 000 руб. и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет, а при повторном нарушении в течении года — еще и административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.
С 1 июля в России меняются правила организованной перевозки детей. С этого момента все школьные автобусы в стране должны будут оснащаться проблесковыми маячками оранжевого цвета, включать которые можно только при перевозке детей для информирования других участников движения. Цель — сделать транспорт более заметным.
Заниматься перевозкой смогут только водители с категорией «D» (автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя) со стажем не менее одного года. Сохраняется требование обязательного сопровождения автомобилем ГИБДД для колонны из трех и более таких автобусов.
На маршрутах Москвы, Санкт-Петербурга и их областей запрещается использовать для перевозки детей автобусы массой до 5 тонн возрастом старше 10 лет. С октября вступят в силу аналогичные ограничения на транспортные средства массой более 5 тонн. За пределами столичных регионов эти правила начнут применяться только в 2019 г. с 1 апреля и 1 октября соответственно.
В середине июня вступил в силу Приказ Минтранса России, который корректирует режим труда и отдыха для профессиональных водителей, перевозящих пассажиров или грузы. Теперь нормы для внутренних перевозок аналогичны международным: остановка минимум на 15 минут после 4 часов непрерывного движения. Кроме того, недельная продолжительность управления не должна превышать 56 часов, а в течение двух недель нельзя проводить за рулем суммарно более 90 часов. Прежде такие нормы носили рекомендательный характер.
За нарушение режима труда и отдыха водителя могут оштрафовать на сумму от 1 до 3 тыс. рублей. Тот же штраф предусмотрен за отсутствие или неисправность тахографа, при этом организации придется заплатить от 5 до 10 тыс. рублей. Останавливать транспорт для проверки могут не только инспекторы ГИБДД, но и сотрудники Ространснадзора, если на дороге установлен знак 3.17.3 «Контроль». При этом проверка документов и оформление штрафов остается только в компетенции полицейских.