C 1 июля в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в целом и в России в частности, должна была прекратиться выдача привычных синих бумажек на новые автомобили, но с учетом неравномерной готовности стран ЕАЭС окончательный переход на электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) отложили на полтора года. Тем не менее, новая электронная система все-таки заработала, и первые документы в ней уже начинают появляться, хотя и бумаги остались в ходу.
Корреспондент Autonews.ru побывал в офисе администратора системы АО «Электронный паспорт», увидел, как выглядит новый документ, и поговорил с гендиректором компании Ильей Минкиным о том, зачем понадобилось переходить на электронный документ, когда состоится полноценная замена и что делать владельцам старых машин, а также людям, не имеющим доступа в сеть.
— Зачем вообще понадобился электронный паспорт, какую он несет выгоду для государства и автомобилистов? Наконец, как все это работает?
— Существует несколько мотивов. Основной содержится в межправительственном соглашении стран ЕАЭС — обеспечение свободного обращения транспортных средств на территории союза.
Но потребителю более близки и понятны другие мотивы. Во-первых, в век информационных технологий бумажки, которые нужно выписывать и хранить, являются атавизмом. Во-вторых, бумажный ПТС имеет ограниченные возможности, а с электронным ПТС этих ограничений нет. Бумажный паспорт содержит 21 поле, в электронном — от 90 до 150 полей. Электронный ПТС включает все индентифицирующие признаки машины: номера, характеристики, комплектацию, дополнительное оборудование, то есть это полное описание.
Есть также ряд технологических вопросов, которые упрощает электронный ПТС. Например, электронный паспорт может быть не только действующим, но и незавершенным, аннулированным, погашенным, и утилизированным. Некоторые статусы можно менять, некоторые не имеют обратного хода. В бумаге вносить изменения сложно. И если сейчас ПТС годами хранят в сейфах, то вскоре вся история будет в системе с моментальным доступом по запросу.
— А что с залоговыми и кредитными автомобилями?
Сегодня ПТС достаточно часто отдают в залог банку, но при желании мошенник может сделать дубликат, чтобы продать залоговую машину, тем самым создав массу проблем новому покупателю. Есть и другие варианты манипуляций с бумажным ПТС. Например, вариант «потери» ПТС у машины с большим количеством собственников, когда перед продажей получают пустой дубликат и все выглядит, как будто у машины был один владелец. В ГАИ все эти данные есть, но потребителю на рынке они недоступны. В системе электронных паспортов данные невозможно стереть или изменить, там аккумулируются все сведения, и покупателю на вторичном рынке сразу будет видно, что это за машина. Та же история с лизингом, использованием в качестве такси, фактами ДТП — ЭПТС все это аккумулирует, формируя прозрачную историю автомобиля.
— Кто помимо ГИБДД сможет вносить данные, например, о залогах, ДТП или пробеге? Кто вообще имеет доступ к системе, и возможны ли злоупотребления?
Внесение данных будет идти постепенно на протяжении всей жизни автомобиля. Первичную информацию вносит организация-изготовитель, либо импортер или испытательная лаборатория, если речь идет о ввозе единичных ТС из-за границы. Дальше госорганы начинают внесение административных сведений, например, об уплате утилизационного сбора. Следом появляются сведения о собственнике. Первым, в большинстве случаев, будет организация, которая оформляла паспорт, далее цепочку начнут дополнять дилеры. Кстати, внесение данных о собственнике будет производиться на добровольной основе, в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных».
Вся система по смене собственника выстраивается по принципу двух согласий, как это сегодня происходит в бумажном ПТС. Разница в том, что электронная система не позволяет покупателю ничего сделать, пока прежний владелец не даст ему доступ. Если я хочу продать вам машину, я должен в системе найти вас, найти свой автомобиль и соединить эту историю. Вы, получив уведомление, должны прислать подтверждение, и тогда информация попадет в систему. С этого момента права прежнего собственника будут утрачены. И это, кстати, позволит избежать обременений в отношении прежнего собственника, поскольку момент смены владельца фиксируется с точностью до минуты.
— Как технически будет продаваться автомобиль? Нужно искать специальный терминал или пользоваться госуслугами?
— Предусматривается минимум три варианта. Первый — при наличии электронной подписи, которой подтверждаются операции в системе. Вторая схема — идентификация собственника через портал госуслуг, на котором также можно будет получить доступ к совершению действий внутри системы. Третий вариант, когда у автовладельца нет электронной подписи или интернета, ему придется идти в МФЦ, где по аналогии с комиссионными магазинами симпатичная девушка проведет все нужные операции.
— То есть комиссионные магазины больше не нужны, а люди гарантированно совершают сделки через госуслуги и расходятся?
— Тут есть один важный нюанс. Сейчас мы, как администратор системы, занимаемся обработкой информации, но не вопросами передачи денег и заключения договора, эти вопросы покупатель и продавец решают сами.
Но будет и следующий шаг. Мы прорабатываем с банками систему смарт-договоров, когда банк и мы будем работать в связке, и тогда ваша сделка будет полностью сопровождаться наиболее безопасным образом. Вы заключите электронный договор в системе, деньги автоматически переведутся, и сделка не будет закрыта, пока этого не случится.
— Возможен ли вариант мошенничества с преднамеренным искажением данных? Например, убрать сведения о ДТП или подкорректировать пробег?
— Портал госуслуг — хорошо защищенная структура, и если мы говорим о переходе прав собственности, то здесь таких вопросов быть не может. Чтобы обмануть систему, придется совершить серию действий: получить доступ к учетной записи, что непросто, создать липовый договор, с которым потом прийти в ГАИ — вся эта схема легко вычисляется. В любом случае, собственники всегда получают уведомления, когда что-то происходит с их электронным ПТС, и у них есть возможность оперативно предпринять необходимые действия.
Если же речь о желании почистить историю машины, такой возможности нет ни у кого. Все система устроена по принципу накопления, когда информация только добавляется. Если был техосмотр, он останется там навсегда. Точно так же система предусматривает сбор информации о пробеге на протяжении всей истории автомобиля. И если кто-то скрутит спидометр, то в электронном паспорте это обязательно будет заметно. То есть в истории машины сперва будет 100, 200, 500 тыс. км, а потом вдруг снова 100 тыс. — это очевидный подлог.
Система будет предлагать вносить пробег при любых действиях, при любом занесении информации в электронный ПТС. Конечно, это необязательно делать, поскольку обязательность должна быть установлена законом. Но мы исходим из того, что если машина прозрачна, то покупатель на рынке будет ее дороже ценить, и это стимул все-таки вписывать и пробеги, и все события.
— Как электронный паспорт выглядит с точки зрения автомобилиста? Это отдельная карточка, просто номер или строчка в свидетельстве о регистрации?
— У электронного паспорта нет какого-то носителя, ни карточки, ни чего-то другого. Это электронный документ в электронной базе данных. Он имеет 15-значный номер. Этот номер указывается в договоре купли-продажи.
Когда вы придете в ГАИ, вас не будут спрашивать, что у вас на руках. Инспектор в первую очередь в своей системе будет запрашивать электронный ПТС по VIN вашего автомобиля. Если в системе не существует электронный ПТС, тогда он попросит бумажный ПТС. А если вы дадите какую-то копию бумажного ПТС, но в системе есть электронный, то эта бумага будет недействительной и регистрация будет проходить исключительно с использованием электронного паспорта.
Кстати, для спокойствия автовладельцев у нас существует два дополнительных сервиса. Есть такое понятие как выписка из электронного ПТС — распечатка, которая по содержанию напоминает бумажный ПТС, но не является юридически значимым документом. Те, кто привык к бумажке, может ее распечатать для себя.
А те, кто хочет проверить, есть ли у машины электронный ПТС, могут по номеру ЭПТС или по VIN-номеру зайти на наш портал и удостовериться, что такой паспорт действительно существует, а не выдуман продавцом.
— Электронные ПТС будут введены во всех странах ЕАЭС? То есть у любой машины в Армении будет такой же документ, и его можно будет проверить?
— В принципе система будет одна, и электронные паспорта будут иметь хождение во всех стран ЕАЭС. Но небольшие отличия будут. Так в номере ЭПТС будет заложен код государства. Есть различные национальные законодательные особенности, которые нужно учитывать. Допустим, мы покупаем машину в Казахстане. Паспорт будет действителен, но надо уплатить утилизационный сбор, в данном случае российский, получить соответствующую отметку, и только после этого проводить регистрационные действия в России.
— Когда появятся первые электронные ПТС, и почему пришлось продлить сроки переходного периода?
— В России система готова и постепенно запускается уже сейчас, в ближайшие дни ждем первые машины с электронными паспортами. Заводы сами принимают решение: сегодня мы начинаем оформлять электронные ПТС с таким-то одобрением типа ТС, завтра с другим. Вплоть до окончания переходного периода завод сам решает, до какого времени выдавать бумагу. Нельзя выдавать на одну машину и то, и другое одновременно. А мы координируем переход с ГАИ, заранее уведомляя, машины какого производителя будут приходить с электронными паспортами.
Переходный период был задуман с самого начала, потому что он нужен для бизнеса, которому требуется настроить свои процессы от сертификации до реализации ТС без остановки производства. У нас более 1500 крупных и мелких предприятий, и, как мы наблюдали, к весне 2018 г. далеко не все успели подготовиться к переходу на электронные паспорта.
Отсрочка связана с тем, что не все государства члены ЕАЭС завершили разработку национального законодательства по этим вопросам. Казахстан и Белоруссия обратились с просьбой продлить переходный период до 1 ноября 2019 года. К этому времени большая часть стран ЕАЭС не только справятся с задачей, но и обеспечат реализацию переходного периода для всех участников.
Параллельно в рамках переходного периода мы решаем и серьезные технические проблемы, например, с написанием марок и моделей. Кажется, что можно составить единый справочник, но постоянно появляются новые названия, а прочтение документа везде должно быть однозначным и понятным. Есть тема цветов кузова, где много вариаций и странных названий. У нас в системе предусмотрено два поля: в первом только семь цветов радуги, во втором производитель может написать что угодно. В итоге любой инспектор, прочитав одну или две строчки, точно поймет, что имеется ввиду.
— Допустим, производитель решил продавать такую-то модель с ЭПТС. Человек пришел к дилеру, заплатил деньги и не получил никакой бумаги?
— Он получит главную бумагу, которая удостоверяет право собственности — договор купли-продажи. Кроме того, покупателю будет предоставлена выписка из электронного ПТС. Первое время она будет нужна для оформления полиса ОСАГО, а в ГАИ эта бумажка вам не нужна.
— Как продавать автомобили с бумажными ПТС на вторичном рынке, можно ли оформить электронный паспорт на старую машину?
— Если вы не хотите ничего менять, то ничего не изменится. Вы продаете точно так же, как сегодня, то есть подписываете договор, передаете покупателю ПТС, и он едет оформляться в ГАИ.
Но при желании собственник может оформить электронный паспорт вместо бумажного, для этого обратившись в уполномоченные организации, которые создаются на базе операторов техосмотра.
Почему к ним? Эти компании в состоянии квалифицировано идентифицировать автомобиль, и их много по всей стране. Была задача не создать очередей. Понятно, что к техосмотру есть претензии, но мы реализуем механизмы, которые не позволят мошенничать. Механизмы просты: по каждой ранее зарегистрированной машине будет автоматически отправляться запрос в ГАИ на подтверждение того, что она легальна. Если что-то не так, то в оформлении электронного ПТС будет отказано. И мы в договорах с этими компаниями подписываем обязанность с их стороны в таких случаях обращаться в компетентные органы.
— Какие еще сведения будут попадать в электронный ПТС? Техобслуживание, страховки, аварии…
— Это все может попадать. Главное, построить систему, при которой это будет интересно участникам рынка и достоверно. Самый интересный момент — техобслуживание и ремонт. Сейчас мы начинаем работать с дилерами, и они заинтересованы, потому что им выгоднее продавать машины с прозрачной историей. В то же время важно, чтобы вносимая информация была достоверной. Поэтому пока не работаем с обычными автосервисами и с частными мастерами не будем вступать в отношения. Но ищем контакты с объединениями, которые могут дать какие-то гарантии. Поставщик информации должен быть готов ответить за ее достоверность, потому что «липовая» печать может подтащить за собой уголовное дело.
На обеспечение гарантий направлен и приказ Минпромторга: для получения полномочий в системе электронных паспортов организации должны иметь страховой полис на 20 млн рублей. Поскольку, если выяснится, что действием данной организации причинен ущерб, то должен быть ресурс для компенсации.
— АО «Электронный паспорт» работает под крылом Ростеха, но это коммерческая организация. Каковы источники дохода?
— Система электронных паспортов — это пример государственно-частного партнерства. Для государства это выгодно, поскольку на создание системы не израсходовано ни рубля бюджетных денег. Компенсировать расходы на создание системы планируется в ходе ее работы. Причем это будет выгоднее и для всех участников, в том числе, автовладельцев.
Так, получение электронного паспорта транспортного средства взамен бумажного дешевле — 600 руб. (в то время как замена бумажного ПТС сейчас стоит 800 руб., но уже разработан законопроект об увеличении стоимости до 1500 рублей). При регистрации в ГАИ внесение изменений в электронный ПТС пошлиной не облагается, в то время как в случае с бумажным ПТС придется заплатить 350 рублей.
Организации-изготовители будут платить за каждый паспорт 250 руб., но сегодня их затраты на бумажные ПТС как минимум не ниже.
Кроме того мы создаем дополнительные сервисы. Например, банковское сообщество сейчас платит 600 руб. за постановку залога, 600 руб. — за его снятие. Мы предлагаем услугу за 500 рублей. Подобная же история с лизингом.
Для собственников тоже готовим дополнительные платные сервисы. Например, историческая справка по автомобилю. Будут разные предложения с разным объемом данных. Кто-то будет готов оплатить 200, 500 или 1000 руб. — каждый выберет то, что ему нужно. Но если человеку не нужны дополнительные сервисы, то ни за что платить не придется. Например, собственник имеет полный доступ к своему паспорту бесплатно, и также бесплатно он может ознакомить с ним потенциального покупателя. Таким образом, мы уверены, что электронный паспорт будет удобен для всех категорий пользователей.