Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) опубликовал результаты продаж на российском рынке легковых и легких коммерческих автомобилей за июнь и первое полугодие 2018 года. В прошлом месяце был реализован 156 351 автомобиль, что на 10,8% больше, чем в июне 2017 года. Падение темпов роста представители АЕБ объясняют снижением складских запасов из-за высокого спроса в предыдущие месяцы и общей пассивностью покупателей, связанной с повышенным интересом к Чемпионату мира по футболу.
«Почти 11%-ное улучшение по отношению к июню прошлого года – это очень приличный результат, особенно в свете проходящего в России Чемпионата мира по футболу», – подвел итог июня и первого полугодия председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Тем не менее, сравнительно скромный результат июня не очень заметно повлиял на общую динамику – рынок продолжает уверенный рост после кризисного периода, а первую половину года эксперты АЕБ считают очень успешной.
По сравнению с первым полугодием 2017 г. рынок увеличился на 18,2% и пока растет темпами, опережающими прогнозы. В апреле эксперты АЕБ дали прогноз на 10-процентный рост к концу году, отметив, что темпы восстановления рынка будут снижаться из-за роста цен, насыщения рынка и снижения объемов господдержки.
Восстановление рынка началось в марте 2017 г., когда за месяц было продано на 9% больше автомобилей, чем в аналогичном месяце 2016 года. Каждый следующий месяц рынок демонстрировал положительную динамику, а рекордным стал январь 2018 г., когда было продано 102 тыс. машин – на 31,3% больше аналогичного периода прошлого года.
Отечественная марка остается бессменным лидером рынка с большим отрывом от ближайших конкурентов. Lada – не самый быстрорастущий бренд, но продажи марки увеличиваются быстрее рынка. Результат полугодия – плюс 21%. Ближайший преследователь – марка Kia, которая реализовала 111 214 машин и показала рост на 31%.
После катастрофического падения в период кризиса Mitsubishi стремительно возвращается в список главных марок рынка и сейчас по результатам полугодия занимает 11-е место в рейтинге брендов. За шесть месяцев реализовано 20 103 машины, но стоит помнить, что это все-таки рост на фоне сравнительно низкой базы прошлого года (8 711 штук).
По числу проданных за полгода автомобилей Chrysler уступает всем, включая малоизвестные китайские марки HTM (41 шт.) и Brilliance (83 штуки). При этом именно Chrysler демонстрирует самый большой рост на 640%, поскольку в первом полугодии 2017 г. было продано всего 5 машин. Еще один аутсайдер – марка SsangYong с результатом 76 машин против 70 годом ранее.
Минусовой результат в массовом сегменте – скорее исключение. В первой двадцатке брендов в небольшой минус ушли только УАЗ, Chevrolet и Audi, а самое большое падение у Datsun: 8 572 машины против 10 895 годом ранее. Ситуацию может поправить новая модель – автомобиль повышенной проходимости, который представят до конца года.
Самая свежая модель АвтоВАЗа стремительно покоряет рынок и показывает самую быструю динамику роста. Прибавка по отношению к первому полугодию составила 15 040 штук, что означает рост на 43%. В июне Vesta впервые после января вновь продавалась лучше, чем Kia Rio, но по результатам полугодия корейский автомобиль впереди – 51 558 машин.
Корейский кроссовер, который давно прописался в десятке бестселлеров, является абсолютным лидером сегмента SUV и продолжает прибавлять. Рост по итогам полугодия составил 38%, а ближайший преследователь Renault Duster с результатом 21 290 штук отстает на треть. Впрочем, если к результату Duster прибавить Kaptur (15 589 шт.), получится, что в сумме французы продают больше.
Из 25 самых популярных моделей рынка 12 являются кроссоверами или внедорожниками (к последним можно отнести Lada 4x4 и Chevrolet Niva). Помимо машин компактного сегмента в топ-25 вошел ряд более крупных и дорогих кроссоверов, самым успешным из которых стал корейский Kia Sportage: 16 660 машин и общее десятое место рейтинга бестселлеров рынка.
Абсолютно все автомобили, пользующиеся популярностью, собирают на территории России, причем большая часть – по полному циклу со сваркой и окраской кузовов. Российская сборка позволяет сэкономить на производстве и ввозных пошлинах, а также вернуть утилизационный сбор, который государство компенсирует локальным производителям.