Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства распорядился уравнять в правах бумажные и электронные полисы ОСАГО. В ближайшее время процедура контроля полисов сотрудниками ГИБДД и таможни будет упрощена, а страховщики получат право на перестрахование рисков по ОСАГО, что сделает этот вид страхования более привлекательным для компаний-участников рынка.
Для автомобилистов это означает фактическую законодательную легализацию уже сложившегося порядка использования электронных полисов и становится поводом окончательно отказаться от покупки традиционных бумажных.
Система электронных продаж на рынке ОСАГО была запущена в середине 2015 г., а с 2017 г. Банк России принудительно обязал всех страховщиков предлагать такую услугу. Электронные полисы вошли в обиход, МВД неоднократно давало разъяснения о легитимности e-ОСАГО, но сотрудники ГИБДД в полном соответствии с ПДД продолжали требовать предъявления полисов. Нововведения должны, наконец, вычеркнуть бумажный полис из списка обязательных водительских документов. Как заявил Медведев, водителю достаточно будет предъявить распечатку полиса или сообщить инспектору его номер. Аналогичный процесс будет проходить на таможне.
При этом два экземпляра бланка «Извещения о ДТП», которые могут понадобиться при оформлении европротокола, все-таки придется возить в машине. Однако после полноценного запуска приложения РСА для автоматического фиксирования ДТП, ненужными станут и они.
Купить полис можно на сайте выбранной страховой компании в любое удобное время. После того, как водитель правильно введет данные на автомобиль и всех водителей, система автоматически рассчитает стоимость полиса исходя из базы данных Российского союза автостраховщиков (РСА) по коэффициентам бонус-малус, выставит счет и предложит оплатить полис при помощи карты. Удобство заключается в том, что выпущенный полис начнет действовать сразу, а не на следующий день, как в случае с оформлением в офисе, поскольку данные в базы РСА попадают мгновенно. При этом покупатель волен выбрать и другой срок действия.
Единственным уникальным идентификатором является номер полиса, и фактическая утеря бумажки не будет сулить водителю никаких проблем. Распечатку можно сделать в любой удобный момент в нескольких экземплярах. Сразу после оплаты полиса на сайте страховщика, водитель получит e-mail с бланком, заявлением, квитанцией и правилами страхования. При утрате этого письма страховщик мгновенно сформирует и пришлет новое — достаточно лишь знать свой номер полиса. Другой вариант — номер и электронные бланки хранятся в мобильном приложении страховой компании, которое водитель устанавливает при заключении договора.
Изначально идея электронных полисов как раз и была направлена на решение проблемы доступности страховки в удаленных регионах, где страховщиков либо не было вовсе, либо они отказывались работать из-за высокой убыточности. Люди жаловались, что им приходится ездить за полисом по 500 км в ближайший крупный населенный пункт. Е-ОСАГО можно фактически купить в любом месте, где есть доступ в интернет. А в случае, если конкретный страховщик не может оформить полис для конкретного региона, водитель сможет выбрать любую другую компанию.
Сразу после покупки онлайн-полиса его уникальный номер регистрируется в базе РСА, поэтому ситуация, при которой страховой агент забыл вручную вбить номер в базу, становится невозможной. Кроме того, клиент не сможет оплатить полис с недействительным номером, поскольку он присваивается автоматически. Истории с «потерянными» бланками и отозванными номерами полисов тоже уйдут в прошлое. При этом возможность обмана сохраняется, если клиент вместо сайта страховой компании окажется на портале, созданном мошенниками.
Стоимость полиса формируется в пределах диапазона базовой ставки, и чаще всего страховщики используют верхнюю границу. Однако для собственных клиентов с хорошей историей компании могут делать индивидуальные предложения, например, снижая ставку для водителей, у которых не было никаких аварий на протяжении нескольких лет. Имея мгновенный доступ к базам данных РСА, системы могут закладывать соответствующий алгоритм расчета стоимости полиса, привлекая «хороших» водителей более низкой стоимостью.
Рассчитать стоимость полиса в разных компаниях можно на сайтах страховых агрегаторов, однако сейчас закон не позволяет таким компаниям самостоятельно продавать полисы при помощи своих сервисов. Для совершения покупки они обязаны переводить клиентов на сайт выбранной страховой компании. После того, как ЦБ и РСА договорятся о полноценном допуске на рынок страховых онлайн-посредников, у клиентов появится более широкий выбор, а покупать полисы они смогут в одном месте, наглядно сравнивая предложения ряда страховых компаний.