Комитет Госдумы по транспорту рекомендовал принять во втором чтении проект закона «О государственной регистрации транспортных средств», который был одобрен в первом чтении еще в 2011 г., и с тех пор постоянно дорабатывался.
По данным «Коммерсанта», чиновники ГИБДД, наконец, внесли свои поправки, и в ближайшее время закон будет принят. Издание утверждает, что будет легализовано понятие электронного ПТС, номерные знаки начнут выдавать дилеры, а существующие законодательные пробелы будут устранены.
Новый порядок регистрации предусматривает использование электронных паспортов транспортных средств и описывает порядок их использования. Если завод-изготовитель или импортер выпускает на рынок машину с электронным ПТС, то она ставится на учет именно с ним, а бумажный документ не выпускается. Полный переход на электронные паспорта в странах ЕАЭС недавно был перенесен на 2019 г., но производители и импортеры уже сейчас могут начать работать с этой системой.
Покупателям новых автомобилей не придется ездить в отделение ГИБДД для постановки машины на учет. Регистрировать автомобили и выдавать номерные знаки будут официальные дилеры, получившие статус специальной организации и занесенные в особый реестр. Для того, чтобы получить авторизацию, дилер должен будет иметь официальный статус и обученный персонал, который будет проверять регистрационные данные, готовить документы для ГИБДД, заниматься изготовлением номерных знаков и выдачей их автовладельцу вместе с ключами.
При этом сама по себе процедура регистрации транспортного средства останется в ведении ГИБДД. Именно ведомство будет присваивать регистрационный номер, а дилеру останется лишь техническая часть по подготовке документов и выдаче табличек. Услуга будет коммерческой, но тарифы установит государство.
Новый порядок регистрации не коснется автомобилей с пробегом даже в случае, когда они реализуются те ми же дилерами. Снимать и ставить подержанные автомобили на учет нужно будет по прежней схеме в отделениях ГИБДД, там же придется получать номерные знаки. В отличие от новых автомобилей, которые имеют заводские документы и прозрачную историю, в случае с подержанными МВД пока не готова полностью доверять дилеру. Изменить ситуацию может переход на электронные паспорта транспортных средств.
Законопроект предусматривает, что владелец автомобиля не может быть моложе 16 лет, хотя сейчас никаких ограничений по возрасту нет. Это стало лазейкой для нарушителей: административная ответственность в России, согласно действующему КоАП, наступает по достижении 16 лет, поэтому при фиксации нарушений автомобилем, зарегистрированным на несовершеннолетнего, выписать владельцу штраф было невозможно. То же касается и уголовной ответственности, которая в России наступает с 16 лет, а по тяжким преступлениям — с 14 лет.
Возможность официальной купли-продажи номеров с определенными сочетаниями букв и цифр в текущей версии законпроекта не предусмотрена, хотя и была заложена в проект изначально. Цивилизовать рынок «красивых» номеров планировалось с начала 2000-х, а в 2010 г. Владимир Путин давал поручение разработать порядок проведения таких аукционов.
Возможность продажи была описана в документе, который Госдума приняла в 2013 г. в первом чтении, в июле 2017 г. глава ГИБДД Михаил Черников вновь заявил о скором внедрении аукционов, однако в конечном итоге депутаты так и не утвердили эту идею.
Как утверждает «Коммерсант», во втором чтении законопроект будет рассмотрен 17 июля. Следом документ должен будет пройти техническое третье чтение и утверждение Совета Федерации, а потом получить подпись президента. В силу новый закон должен будет вступить через полгода после подписания президентом — этот срок дается на принятие необходимых поправок в законы «О полиции» и об ОСАГО. Таки образом, новые правила начнут действовать не раньше 2019 года.