Разработку беспилотных транспортных средств ведут в России не первый год сразу несколько известных компаний. Автономные прототипы от «Яндекса» и КамАЗа уже хорошо известны широкой аудитории, активно тестируются на дорогах, а на некоторых из них мы даже смогли поездить.
Аналогичные работы ведут и менее известные российские фирмы. Одна из них — «Бакулин Моторс Групп», которая принадлежит торговой марке Volgabus. Неделю назад Drom.ru опубликовал информацию о закрытии проекта из-за недостатка финансирования. Позже компания опровергла эту информацию, но, как выяснилось, все не так просто.
Первый прототип беспилотного шаттла под названием «MatrЁshka» от «Бакулин Моторс Групп» показали еще в 2016 г. Модель была оснащена электродвигателем, тремя видами сенсоров, системой навигации и ориентирования. Большая часть компонентов — российского производства.
В компании рассказали, что управление прототипом осуществляется при помощи самообучаемого программного обеспечения, способного в режиме реального времени анализировать дорожную обстановку. В динамике концепт был показан только на закрытой площадке на территории инновационного комплекса «Сколково», так что судить о возможностях автономных технологий, используемых «Бакулин Моторс Групп», пока рано.
Кроме этого, модульное шасси «MatrЁshka» позволяет создавать модели разного назначения: пассажирские, грузовые и коммунальные машины. Беспилотный шаттл способен доставлять грузы, работать в качестве экскурсионного и корпоративного транспорта, служить мобильными офисами. Однако все это пока только на бумаге.
В 2017 г. «Бакулин Моторс Групп» продемонстрировала обновленную версию «MatrЁshka». Беспилотный электробус не отличался впечатляющим дизайном, однако это и не самое главное. Машина способна перевозить до 1300 кг груза и рассчитана на 8-12 человек. Беспилотник может разогнаться до 30 км/ч и проехать без подзарядки до 130 км.
Такие характеристики вполне позволяют использовать электробус для перевозки пассажиров в парках или на спортивных мероприятиях. Самой амбициозной целью разработчиков являлась поставка своих беспилотников для обслуживания посетителей Чемпионата мира по футболу 2018 г. в России, однако проект столкнулся с рядом трудностей.
Разработка проекта ведется полностью за счет средств компании, а государственной поддержки по-прежнему нет, рассказали корреспонденту Autonews.ru в «Бакулин Моторс Групп». Стоимость постройки экспериментального образца составила 8,5 млн руб., однако в случае запуска в серию цену автобуса можно снизить до 3,5 млн рублей.
Точные суммы, потраченные на развитие проекта, не называются. Этим летом у компании возникли проблемы с целым рядом партнеров из-за задолженности. Иски на «Бакулин Моторс Групп» подали «Визиллект Сервис», «ТД Тракт», «Спецстройсервис» и «Вита-МСК». Сам Бакулин ситуацию считает «нормальной», а слухи о возможном банкротстве поспешил опровергнуть. Отказ от продолжения совместной работы в компании он объяснил невозможностью бывших партнеров достичь поставленных целей.
«У завода много контрагентов, с кем-то из них существуют разногласия, переходящие в том числе в юридическую плоскость. Это нормальная ситуация. Кто-то решил, минуя предписанные механизмы, подать иск, но по факту это невозможно», — объяснил Бакулин.
В «Бакулин Моторс Групп» ситуацию с проектом «MatrЁshka» называют «перезапуском». В компании заверили, что им удалось значительно расширить зону взаимодействия с командами, занятыми проектом беспилотника, а также привлечь новых партнеров. Однако конкретных имен в «Бакулин Моторс Групп» не назвали. Также по-прежнему нет подробностей о запуске новинки в серию, хотя это должно произойти в 2018 г.
Уже в октябре нынешнего года на выставке Busworld Russia «Бакулин Моторс Групп» планирует представить новый прототип — Matrёshka 2.0. В компании пообещали, что концепт будет приближен к серийному транспортному средству, оснащен местом оператора и лобовым стеклом, а также органами управления.
Такая модернизация вполне логична и необходима для европейских требований безопасности, если компания планирует в будущем начать тесты своих беспилотников в реальных условиях. В Facebook Алексея Бакулина уже появились первые скетчи новинки с футуристичным дизайном, оригинальной подсветкой и новыми эмблемами, однако будут ли они иметь что-то общее с товарной версией машины, сказать пока сложно.
Компания «Бакулин Моторс Групп» не скрывает, что после перезапуска проекта, они будут ориентироваться прежде всего на зарубежный рынок. Такое решение объясняют состоянием российского законодательства в части ограничения беспилотных транспортных средств и их движения по дорогам общего пользования.
О серьезности намерений говорит участие «Бакулин Моторс Групп» во Франкфуртском автосалоне осенью 2017 г. — она стала единственной российской компанией, которая выкупила стенд на крупнейшей европейской выставке. На мотор-шоу публике и потенциальным инвесторам был показан прототип «MatrЁshka», однако серийную версию, которая ожидалась в 2018 г., он так и не получил.
Тем временем Минпромторг, МВД, Росстандарт, а также участники рынка ведут разработку документа, который узаконит тесты автомобилей с системами автоматического управления. В свою очередь Дмитрий Медведев поручил компании «Автодор» до конца 2018 г. начать испытания автомобилей с системами автоматического управления на трассе М-11 «Москва — Санкт-Петербург».