— Renault решила сделать для России отдельную модель Arkana — нечто среднее между купе и кроссовером. На Московском автосалоне, где вы пообещали, что продажи стартуют уже в первой половине 2019 году. Почему Arkana появится сначала именно у нас?
— Я должен напомнить, что амбиции Альянса Renault Nissan «АвтоВАЗ», а теперь и Mitsubishi в России — достичь 40-процентной доли рынка. 20% должна занять Lada, 10% — Renault, 10% — Nissan вместе с Mitsubishi. На сегодняшний день доля Renault 8,5% — получается, нужно стремиться дальше. Несколько лет в Renault Россия решили, что появление еще одной модели в портфеле марки поможет достичь этой цели. Мы проанализировали рынок, поняли, что сегмент SUV растет, что желания покупателей меняется, мы также посмотрели, на то, что происходит в сегменте D у Volkswagen, BMW, Daimler и других.
В итоге у нас родилась идея создать купе-кроссовер в сегменте С. Затем за дело взялись главный дизайнер Renault Лоуренс ван ден Акер и его команда. И так появился этот совершенно новый шоукар, который, я бы сказал, выполнен в стиле фьюжн. В зависимости от того, под каким углом на него смотреть, это и седан, и кроссовер одновременно. Но самое главное, что модель отлично адаптирована для российского рынка. Она элегантна, но при этом очень практична. У нее высокий клиренс, есть полный привод и многое другое.
— Получается, Arkana — только для России?
— Хотя Arkana предназначена для России, разрабатывалась она как глобальная модель. Когда мы только сделали эту машину для России, то уже получили запросы на нее из других стран — пока могу сказать только, что она должна также появиться в Южной Корее и Китае. И есть ряд других стран, которые также рассматривают этот возможность.
— На Московском автосалоне АвтоВАЗ в свою очередь представил концептуальную модель Lada 4х4. Когда, наконец, появится новый полноприводный автомобиль Lada?
— О том, что этот автомобиль станет доступным для покупки, нельзя говорить до 2022 года. Этим концептом АвтоВАЗ решил показать, что Lada намерена оставаться в сегменте SUV с сильными продуктами, имеющими ДНК бренда. Важно помнить, что это концепт-кар, и что реальный автомобиль может от него отличаться.
Но точно могу сказать, что это будет модель с высокими внедорожными свойствами, которая сможет преодолевать самые жесткие препятствия. С небольшим российским налетом в своем облике, но при этом имеющий все амбиции полноценной глобальной модели. То есть точно такие же, как у старой «Нивы» все 40 лет ее существования. Мы планируем, что 50% всех продаж новой Lada 4х4 будет продаваться в России, а остальные 50% пойдут на экспорт.
— Новая Lada 4х4 будет совсем бюджетным внедорожником, или же автомобиль все-таки будет конкурировать с более дорогими моделями?
— Согласно ценовой политике Альянса, при схожих спецификациях автомобили Lada должны быть все равно немного дешевле, чем Renault. Поэтому модель, конечно, будет немного дороже, чем нынешняя Lada 4х4. Но менее дорогой, чем нынешний Renault Duster, хотя свойства у них будут схожи.
— Производство старой Lada 4х4 в нынешнем ее виде продолжится? Многим покупателем этой модели не нужно ничего большего — они просто покупают эту машину и едут в болото…
— Мы сохраним производство текущей модели Lada 4х4 при запуске новой версии. Производить их будут параллельно. Мы даже работаем над улучшениями в текущей модели Lada 4х4, кое-что в этом плане уже было сделано. Потому что вы правы — в каком-то смысле Lada 4х4 используется часто не как обычный автомобиль, а как весьма уникальное транспортное средство для передвижения по бездорожью, поездок в горы, на рыбалку и даже в таких дебрях, где не нужны регистрационные знаки.
— Но что будет с названием так и непонятно…
— Да, это старая история и всем хорошо известно, что для того, чтобы вернуть название, которым теперь владеет Chevrolet, нужно соблюсти определенные условия. Возможно, это будет сделано. Но пока на этот счет никаких переговоров не ведется. Второй вариант — это создание нового названия, которое будет более значимым, нежели просто 4х4.
— А как насчет появления нового Renault Duster в России?
— Эту тему мы пока не комментируем. Вопрос находится в стадии обсуждения, но никаких решений пока нет.
— Тогда про новые автоматические коробки для Lada Vesta — пока в качестве трансмиссий для модели предлагают только «механику» и «робот». Есть ли планы ставить на Vesta новые «автоматы»?
— Согласно стратегии альянса, в ситуации, когда у новых Logan и Sandero установлены вариаторы (CVT), вполне логично, чтобы и Lada тоже использовала подобные трансмиссии. Но пока появления новых автоматических коробок для Vesta мы подтвердить не можем.
— Курс рубля по отношению к иностранной валюте снова скачет, и все круглосуточно следят за тем, что происходит на Forex. Каковы ваши ожидания от российского рынка прямо сейчас?
— Lada и Renault менее других подвержены колебаниям курса рубля, поскольку наши автомобили обладают высоким уровнем локализации. Мы следим за происходящим, но пока делать выводы слишком рано. Конечно, если курс зафиксируется на отметке 79 рублей за евро, нам придется адаптировать наши цены, то есть придется их немного поднять. Но если мы пойдем на такой шаг, мы постараемся сделать это максимально аккуратно, чтобы такие действия, в свою очередь, не привели к снижению продаж на пока еще неокрепшем российском авторынке.
— Срок подписанных автопроизводителями соглашений о промсборке, дающих определенные преимущества и льготы, подходят к концу. Чего именно сейчас в правительстве ожидают и требуют от автопроизводителей в плане дальнейшей локализации и инвестиций и что предлагают взамен?
— Пока речь идет только о том, что указано в стратегии развития автопрома до 2025 года. А именно, в правительстве хотят углубления уровня локализации, включая развитие новых технологий, а также больше расходов на НИОКР и развитие экспорта. В проекте постановления № 719 («О подтверждении производства промышленной продукции на территории России» — прим. Autonews.ru) в обязательном порядке значится развитие технологий, включая создание и производство в России двигателей, коробок передач, блоков управления и систем помощи водителю.
Есть набор других операций, которые оцениваются согласно балльной системе — ее придумали взамен вычислению уровня локализации в процентах, как это было в постановлении о промсборке № 166. Конечно, СПИКи предлагают некоторые преимущества со стороны государства для автопроизводителей, которые согласятся инвестировать в новые проекты, в развитие своих заводов, а также в НИОКР. Поставленные цели амбициозны, но реалистичны.
Минпромторг опубликовал черновик документа 1 августа. После публикации документа у автокомпаний есть 20 дней на то, чтобы отреагировать. Мы, как и другие компании, уже направили свои предложения. Затем этим должен заняться заместитель председателя правительства Дмитрий Козак, и пока неизвестно, чем все закончится. Однако некоторые цели, указанные в постановлении правительства № 719, я бы назвал экстремально амбициозными.
Особенно это касается пункта о развитии технологий и НИОКР, за что полагаются субсидии. Потому что если говорить о развитии НИОКР в масштабах одной страны, то мы не можем нанять тысячи инженеров просто по щелчку пальца. Сначала членов нашей будущей команды нужно обучить в университетах. Потом нужно, чтобы они прошли практику, всему научились, потом их нужно взять в штат. Это займет годы. И на это понадобится минимум десять лет.
В числе бурных обсуждений — локализация автоматических коробок передач и вариаторов. Что касается СПИКов и условий их подписания, то они параллельно обсуждаются с Минпромторгом — получается, автокомпаниям предлагают два взаимосвязанных инструмента.
— Учитывая, что экспорт находится в приоритетном списке правительства, расскажите, какие страны сейчас важны для Renault-«АвтоВАЗ» в этом плане?
— Экспорт автомобилей Lada растет — в первой половине 2018 г. он вырос более чем на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отличные результаты АвтоВАЗ показывает в Белоруссии, но также мы продаем машины и на Кубу, в Иорданию и Индонезию. Да, это маленькие рыбки, но вместе получается уже целая река. С Renault мы также обсуждаем новые регионы — например, есть кандидаты в Африке, на Среднем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — к примеру, во Вьетнаме. В планах — наращивание экспорта и по Renault, и по АвтоВАЗу.