Сомнения в том, что тринадцатый по счету Московский международный автосалон-2018 состоится, появились еще в 2016 году, когда предыдущее шоу еще даже не закончилось. Тогда ньюсмейкерами выставки стали АвтоВАЗ и Mercedes-Benz, практически разделившие выставочные площади пополам.
Два года назад большинство заявленных участников из-за сложной ситуации на рынке отказались от участия в последний момент. Шоу-2018 удалось спасти, хотя премьер здесь по-прежнему немного.
В «Крокус Экспо» автокомпании охотно рассказывают о своих новинках. Однако в кулуарах топ-менеджеры сразу же достают смартфоны, чтобы отследить, что происходит с рублем. Они морщатся и признаются — ожидания от волны санкций со стороны США в отношении России далеки от позитивных. А это значит, роста цен не избежать.
«Дальше может стать только хуже, в России все работает только так — если дела идут не очень хорошо, нужно готовиться, что лучше не станет», — вздыхает представитель одного из брендов.
Дилеры марок, которые также приехали посмотреть шоу, еще более откровенны. Если во времена предыдущих волнений на рынке спешащие избавиться от рублей россияне бежали в автосалоны и скупали машины, то теперь этого не происходит. «У людей просто не осталось денег на машины, на что они будут все это покупать?», — говорит один из дилеров.
Старший вице-президент Groupe Renault и руководитель региона Евразия Николя Мор в беседе с корреспондентом Autonews.ru заявил, что если курс зафиксируется на отметке 79 руб. за евро, то придется поднимать цены.
«Локализация ряда моделей АвтоВАЗа составляет порядка 90%, и мы менее подвержены колебаниям на Forex, нежели остальные, — рассказывает президент ПАО «АвтоВАЗ» Ив Каракатзанис. — Тем не менее, около 15% нашей продукции напрямую зависит от ситуации на валютном рынке — мы импортируем высокодорогостоящие компоненты, например, электронику. На текущий момент мы не поднимали цен по причине колебания курса рубля. Но сейчас уровень колебаний на Forex весьма серьезен, и мы должны принять решение о том, когда мы отразим уровень этих колебаний в наших ценах».
Более аккуратно высказался директор по маркетингу Kia Rus Валерий Тараканов, который, однако, признал, что плавный рост цен на рынке происходит постоянно. «Мы отслеживаем все, что делают наши конкуренты, и делаем так, чтобы наши предложения были конкурентоспособными, — говорит Тараканов. — Наша стратегия — реагировать на рынок, а не создавать новую ценовую ситуацию. Конечно, мы не можем игнорировать факторы, влияющие на рост цен в целом, и мы плавно повышаем цены, но делаем это не скачкообразно, а планово».
В свою очередь руководитель Volkswagen в России Ларс Химмер рассказал, что даже при высокой локализации производства в России, автокомпании при определении цен на находятся под серьезным давлением.
«Мы не можем просто так взять и установить любые цены на автомобили, которые нам нравятся, а покупатели, к сожалению, не могут с легкостью приобрести то, что нравится им. Эти два интереса просто должны встретиться где-то посередине, — объясняет Химмер. — Даже если локализация продукции очень высока, а зарплаты сотрудникам платятся в рублях, это не спасает от инфляции. Есть еще цены на материалы и автокомпоненты, которые хоть и производятся в России, но их стоимость все равно привязана к курсу доллара и евро. В итоге все это приведет к росту расходов для производителей».
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, говоря про формат автосалонов в целом, представители брендов просят не хоронить такой вид общения с клиентами. Они уверены, что даже при существующих финансовых сложностях людям будет интересно лично посмотреть на новые автомобили.
«Рынок все еще жив, он все-таки растет, и у компаний есть возможность предлагать новые модели, — говорит Тараканов. — Конечно, диджитал и другие виды коммуникации с покупателями будут развиваться, но и традиционные методы также будут существовать».
На ММАС, конечно, было, на что посмотреть. Например, здесь состоялась мировая премьера первого российского люксового бренда Aurus. Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров во время презентации рассказал, что на весь проект было затрачено 13 млрд рублей инвестиций. Он также уточнил, что за заказами многие коллеги-чиновники обращаются к нему напрямую, но машины, которые еще даже не поступили в продажу, уже раскуплены. На премьеру приехало все руководство Минпромторга, а также делегация инвесторов проекта из ОАЭ. А сам автомобиль стал предметом бурных обсуждений в иностранной прессе.
С мировой премьерой выступили и в Renault, представив необычный шоукар Arkana, демонстрирующий облик будущей серийной модели, созданной специально для российского рынка. Николя Мор в беседе с Autonews.ru назвал Arkana смесью седана и кроссовера, а сам дизайн новинки охарактеризовал как фьюжн — автомобиль поступит в продажу в первой половине 2019 года. Сколько будет стоить Arkana в Renault, пока даже не берутся предположить, слишком уж нестабилен курс рубля, но обещают сделать цены ближе к утилитарному Duster, нежели к Koleos.
Хотя модель будут первое время собирать и продавать только в России, на нее уже засматриваются в других странах — например, Китае и Южной Корее. Ну, а во Франции, где Renault любят обсуждать так же, как АвтоВАЗ в России, вообще возник скандал из-за того, что машину показали не в Париже. В итоге посмотреть автомобиль приехал не один десяток французских журналистов.