Министерство финансов выступило против сокращения сроков обращения за выплатами по ОСАГО и поддержало увеличения штрафа за отсутствие полиса. Почти одновременно Банк России отложил введение новых тарифов.
Осенью в системе ОСАГО произошли лишь небольшие технические корректировки, но власти по-прежнему уверяют, что к концу года систему ждут серьезные изменения.
Важная поправка, которая осталась почти незамеченной: с сентября любой электронный полис начинает действовать не ранее, чем через три дня с момента заключения договора. В Центробанке это требование объясняют борьбой с мошенничеством. Таким образом, невозможно оформить полис на сайте страховой компании и сразу начать его использование, что было удобно для тех, кто не побеспокоился о продлении страховки заранее.
Одновременно появилось требование по использовании только латинских букв к ключам электронной подписи, а на каждый номер телефона теперь может быть зарегистрирован только один личный кабинет страхователя, что опять-таки подразумевает более высокую степень защиты от страховых мошенников.
Банк России отложил введение новых тарифов ОСАГО на период введения других изменений в страховой области. Как сообщил в рамках Московского финансового форума зампред ЦБ Владимир Чистюхин, проект новых тарифов не был отправлен на согласование в Минюст, хотя изменения были анонсированы еще весной.
ЦБ планировал расширить тарифный коридор на 20% в обе стороны, увеличить с пяти до 50 число градаций коэффициентов возраста и стажа, а также реформировать коэффициент бонус-малус, привязав его не к договору, а к водителю. По расчетам участников рынка, эти изменения могли привести к росту стоимости полисов на 20%, при этом для некоторых категорий водителей страховка должна была подешеветь.
Кроме того, Минфин предлагал ввести три вида полисов с различными лимитами вплоть до 2 млн руб., ввести многолетние полисы и отменить коэффициенты мощности и территории использования автомобиля. Ни одна из предлагаемых поправок пока не дошла до стадии законопроекта, поэтому о сроках введения изменений говорить невозможно.
Российский союз автостраховщиков предлагал ввести пятидневный срок обращения за выплатами по ОСАГО, но Минфин не поддержал инициативу. В свою очередь, ведомство выступило с предложением установить срок до 30 дней и больше, если пострадавший не успевает подать заявление по объективным причинам.
«30 дней может быть разумным сроком, но в то же время, если у человека медицинские показания, он одинок, никто не напишет за него заявление. Необходимо предусмотреть возможность продления срока обращения за выплатами ОСАГО. Основанием для этого может быть, например, медицинская справка о госпитализации», — заявил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Сейчас срок не ограничен, что, по мнению РСА, позволяет мошенникам скрывать реальные обстоятельства ДТП. Однако при оформлении по европротоколу все-таки требуется уведомить страховщика в течение пяти дней, иначе он будет иметь право отказать в выплате.
С сентября камеры видеофиксации должны были начать штрафовать за отсутствие полисов ОСАГО, но чиновники не смогли определиться, по какой именно статье выписывать наказания и как часто это можно делать. Как пояснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, пока нет решения, штрафовать раз в день или при каждом проезде под камерой, а также кому именно выписывать протокол — водителю или собственнику автомобиля. Кроме того, под вопросом остался и размер штрафа 500 или 800 руб., что зависит от квалификации нарушения.
Как только все юридические вопросы будут решены, проект запустят, и произойти это может ближе к новому году. «Запуск проекта займет от месяца до двух с момента решения правовых нюансов», — сказал Уфимцев. В тестовом режиме система проверки полисов работает в Москве уже с весны, но штрафы нарушителям не высылаются.
Минфин в очередной раз подтвердил актуальность вопроса увеличения штрафов за езду без полиса ОСАГО. По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, наказание должно быть сопоставимо с той выгодой, которую получает автовладелец, отказываясь от покупки полиса. Таким образом, речь может идти о сумме в несколько тысяч рублей против нынешних 800 рублей.
Однако конкретных сроков введения новых штрафов за езду без ОСАГО чиновники не называют. В марте депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Сергей Вострецов предложил увеличить штраф до 5 тыс. руб., аналогичные проекты поступали в правительство и ранее, однако чиновники пока не поддержали ни один из них.