Середина сентября стала одним из самых волнительных периодов для автомобильных компаний с 2014 года: курс рубля продолжал упорно снижаться. С начала августа рубль упал уже более чем на 10%. Ответ Центробанка на возросшие инфляционные риски «со стороны внешних условий» последовал 14 сентября — регулятор повысил ключевую ставку на 0,25 п.п., до 7,5%. Курс рубля сразу же вырос к доллару и евро: перед самым объявлением о решении доллар стоил 68,4 руб., а через шесть минут после — торговался по 67,8 руб. (евро подешевел с 80 до 79,4 руб.).
Новости о повышении ключевой ставки ведущие игроки автомобильной отрасли восприняли позитивно, отметив, что «это позволит немного скорректировать рост цен, но одновременно с этим решением подорожают автокредиты». При этом ряд руководителей крупных автобрендов, включая старшего вице-президента Groupe Renault и руководителя региона Евразия Николя Мора, ранее заявляли Autonews.ru, что пороговой отметкой станет 79 руб. за евро, после которой адаптация цен на автомобили к текущим реалиям станет просто неизбежна.
Опрошенные Autonews.ru представители крупнейших автокомпаний даже при стабилизации рубля назвали текущую ситуацию критической. Даже те бренды, которые старались не повышать цены, теперь вынуждены это сделать и решения уже приняты.
«Автокомпании просто не выживут, если не поднимут цены вслед за рынком в сентябре и октябре. Мер дополнительной поддержки для отрасли практически не осталось за исключением уже одобренных заемов, а также поддержки компаний, работающих с Дальним Востоком и производящих газомоторную технику», — объяснил представитель одного из крупнейших автоконцернов, работающих в России.
По его словам, ситуацию усугубляет повышение НДС до 20% с 1 января 2019 года. Кроме того, автопроизводителей пугают требования проекта постановления № 719 («О подтверждении производства промышленной продукции на территории России», где в обязательном порядке значится развитие технологий, включая создание и производство в России двигателей, коробок передач, блоков управления и систем помощи водителю — прим. Autonews.ru).
«Ситуация, когда евро стоил уже хотя бы 79,5 руб., стала для нас признаком улучшения, — признался представитель другой автокомпании. — Конечно, дешеветь уже ничего не будет, но и наши автомобили не начнут дорожать в нынешней ситуации слишком ощутимо».
Топ-менеджер еще одного крупного бренда в беседе с корреспондентом Autonews.ru признался, что лучше в плане цен уже точно не будет. «Точно сказать, насколько именно подорожают автомобиль нельзя, факторов, которые влияют сейчас на цены, слишком много», — добавил он.
В Nissan официально подтвердили, что точно повысят цены в ближайшее время, но не уточнили, насколько, сказав лишь, что в отличие от многих других брендов, цены пока не индексировали. Представитель Ford Sollers ранее уже подтверждал повышение цен с 3 сентября, как и представители General Motors, а также Jaguar Land Rover.
Между тем в крупной дилерской компании Autonews.ru заявили, что с сентября примерно на 1-2% подорожали автомобили Kia, Toyota, Lexus, а также ряд моделей марок Ford и Mazda. «Судя по планам, что нам присылают производители, дальше будет только дороже», — объяснил представитель дилерского холдинга.
Если сравнить цены даже на недавние новинки, которые появились в России, то все они успели заметно подорожать с момента запуска. К примеру, универсал Lada Vesta SW Cross еще в апреле стоил от 711 тыс. до 825 тыс. рублей, а сейчас — от 795,9 тыс. до 891,9 тыс. рублей. Представленный в мае Mitsubishi Eclipse Cross стоил от 1,399 млн до 2,163 млн, а теперь — от 1,409 млн до 2,178 млн руб.
Еще одна новинка 2018 г., фастбек Kia Stinger, подорожал на 60 тыс. руб. во всех комплектациях. Так, на момент запуска в феврале Stinger стоил от 1 899 900 до 3 229 900 руб. за версию GT, а теперь — от 1 959 900 и от 3 289 900 руб. соответственно. Новый кроссовер Kia Sorento Prime в январе обходился в сумму от 1 849 900 руб., а теперь уже от 1 879 900 рублей.