По информации Autonews.ru, уже с октября текущего года камеры фото-видеофиксации в Москве начнут фиксировать очередное административное нарушение — езду без полиса ОСАГО. Ранее в Российском союзе автостраховщиков (РСА) анонсировали, что нововведение заработает уже с 1 сентября, после чего схема распространится и в другие регионы, в том числе Татарстан. По задумке авторов идеи, камеры должны считывать госномер автомобиля, сравнивать информацию при помощи автоматизированной информационной системы обязательного страхования и в случае отсутствия полиса, передавать эту информацию в ГИБДД для оформления штрафа.
Однако в последний момент запуск системы был отложен без объяснения причин. Тогда в РСА заявили, что полностью готовы к информационному взаимодействию с Департаментом транспорта Москвы и ГИБДД в рамках проекта, в том числе в части предоставления ответов на запросы о наличии договоров ОСАГО у владельцев транспортных средств.
В свою очередь в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) также заявили Autonews.ru, что в любой момент могут начать фиксировать подобное нарушение. В МВД по России по Москве затруднились ответить Autonews.ru, когда может заработать система и в чем проблема с ее запуском, отметив, что этот вопрос может быть решен во время ближайшего совещания в МВД России. При этом анонимный источник Autonews.ru в ведомстве отметил, что одна из задач, которую придется решать в МВД — определить, в первую очередь будет ли это инициатива работать на федеральном или же на региональном уровне.
Между тем, по данным авторитетного источника Autonews.ru в отрасли автострахования, уже на следующей неделе глава столичного Дептранса Максим Ликсутов на отдельном совещании может дать эксперименту старт. По словам источника, это решение отложили на время выборов мэра Москвы.
При этом источник затруднился уточнить, будут ли автомобилистам приходить только предупреждающие «письма счастья», либо реальные штрафы. Согласно ч.2 ст.12.37 КоАП, штраф за езду без ОСАГО штраф составляет 800 рублей. Его можно оплатить со скидкой 50% в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления. Предполагалось, что каждый раз, когда водитель будет проезжать под камерой, это будет считаться отдельным нарушением, за которое будет приходить штраф. В РСА предлагали первое время не рассылать автомобилистам реальные штрафы, а установить некий переходный период и лишь предупреждать водителей о необходимости срочно застраховаться, присылая не штрафы, а уведомления. В Департаменте транспорта Москвы официально информацию не подтвердили.
Всего в России, по оценкам РСА, около 4-5 млн автовладельцев ездят без полисов ОСАГО. По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, накануне запланированного запуска системы по выявлению таких нарушителей в Москве состоялся большой эксперимент.
«При помощи специальных автомобилей было проверено 4,5 млн транспортных средств, которые передвигались по столице, — рассказал Уфимцев. — Полученные данные по автомобилям, принадлежащим как москвичам, так и жителям регионов, мы проверили по внутренней базе РСА — процент сходимости составил 94%. Это означает, что всего лишь около 6% автомобилистов, которые попали в объектив камер, не страховали свои машины. Поэтому если взять цифру 40 млн автомобилей — именно столько сейчас зарегистрировано в России — и применить к ней московский результат 6%, то мы получим 2,5 млн машин, которые ездят без полиса. Конечно, есть регионы, где ситуация гораздо хуже. Поэтому цифру 4-5 млн мы считаем объективной. Важно понимать, что многие из этих автовладельцев могут не знать, что ездят по поддельным полисам, купленным у мошенников».
В РСА уверены, что одного штрафа в 800 руб. за такое нарушение, как езда без ОСАГО, не достаточно. «Таких нарушителей нужно ловить, запрещать им полностью водить автомобили, например, в течение двух лет, нужно ввести существенное наказание для этого небольшого числа лиц, — считает глава РСА Игорь Юргенс. — Мы видим, что такие ужесточения работают. В 2003 г. на дорогах ежегодно гибло 30 тыс. человек, сейчас — около 15 тыс. Все равно много, но мы видим, что наказание рублем работает. В ГАИ говорят, что будут повышать штрафы, в Центробанке с этим согласны, то есть теперь дело за парламентариями. Все было готово. Сейчас мы полностью подготовили и сдали свою базу в МВД, все данные по автомобилям сходятся. Конечно, мы немного беспокоимся, поскольку в базе может содержаться около 3% «грязи», поэтому сначала надо все протестировать и ни в коем случае первое время не присылать реальные «письма счастья».
В свою очередь координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что езду без полиса ОСАГО вовсе следует приравнивать к езде без водительского удостоверения. Что, напомним, согласно ст.12.7 наказывается штрафом от 5 до 15 тыс. руб. в случае если у водителя никогда не было прав. Эксперт считает, что одних только камер фото-видеофиксации для отлова таких нарушителей недостаточно.
Возможность проверки наличие полисов ОСАГО с помощью камер фото- и видеофиксации переносили несколько раз. Сначала планировалось, что штрафы начнут приходить с начала 2016 г., а затем — с 1 января 2017 г., но до сих пор система так и не заработала.