Сейчас новым Mercedes A-Class немцы гордятся чуть ли не больше, чем люксовой «эской» или спорткарами AMG. Именно с A-Class началось глобальное обновление и изменение образа бренда. Первым стал хэтчбек, который продается в России с июня. На очереди — седан, презентованный в Париже. Его тест-драйв прошел еще перед французским автосалоном — в американском штате Вашингтон, в декорациях знаменитого «Твин Пикс».
В Mercedes любят подчеркивать, что 70% клиентов, купивших A-Class, остаются верны марке. Это и неудивительно, ведь с тех пор, как малыш Mercedes эволюционировал из неказистого хэтчбека первых поколений в элегантный спортивный седан, переход стал даваться гораздо проще.
Но есть другая проблема: если на парковке оставить новый седан рядом с CLA, то после возвращения вы обязательно их перепутаете. Но ментально обознаться нельзя: в Mercedes уверены, что A-Class практичнее и рассчитан на другую аудиторию.
Даже сами представители Mercedes в кулуарах признались, что не способны отличить свои модели друг от друга издалека. Приходится отыскивать и обращать внимание на какие-то мелочи. Мне гораздо больше нравятся межклассовые различия, но современный тренд к их сглаживанию (речь не только об автомобилестроении) очень силен и с ним, увы, приходится мириться.
В случае с A-Class это сделать очень просто. Хэтч был великолепен, седан же затмил и его. На заправках в вашингтонской глубинке местные восхищенно цокали языками, залезая в свои огромные пикапы. Все банальные эпитеты вроде динамичный, элегантный и стильный здесь приходятся к месту. Если продолжать сравнение с CLA, то черты облика стали мягче, а боковая выштамповка ограничилась одной линией. Двери почему-то стали закрываться хуже — приходится хлопать. Спишем это на тестовый экземпляр. Или дело в новых шумоизоляционных уплотнителях? Коэффициент аэродинамики стал даже лучше, чем у CLA, и теперь равен 0,22. Это лучший показатель среди всех серийных седанов.
Но главное — как всегда внутри. Если вы уже сидели в салоне хэтчбека, то смело пропускайте этот абзац. Если нет — то читайте, и потом идите к дилеру, чтобы посидеть и потрогать. И поговорить (об этом позднее). Так вот, как бы не хотелось избегать штампов «лучший в классе», он на самом деле такой. В силу специфики тест-драйва мне достался интерьер с пакетом AMG, но в базовой версии гармония, качество сборки, эргономика и внимание к мелочам никуда не денутся.
То, что это A-Сlass, заметно только если присматриваться к материалам — кое-где все же встречается дешевый пластик, хотя в Mercedes разумно используют его не в самых заметных местах. В остальном — бережное отношение к деталям.
Чуть ли не самый нарядный элемент в салоне — удобный руль с тачпадами по обе стороны: правая управляет мультимедиа, левая — круиз-контролем. Кресла — классические спортивные ковши для AMG и просто эргономичные для базовой версии, с боковой поддержкой, кучей вариантов настроек, подогревом и вентиляцией. Еще здесь амбиентная подсветка родом из люксовых сегментов, фирменные дефлекторы а-ля авиатурбины, которые подмигивают красным, стоит лишь повысить температуру и, конечно, она. Новейшая мультимедийная система MBUX — Mercedes-Benz User Expierence.
Да, MBUX не удивит, например, владельца BMW 7-Series и даже покупателя топовой Volvo XC90. Дело в другом: если конкуренты внедряют топовые агрегаты во флагманы, постепенно спуская их вниз по модельному ряду, то у Mercedes самое лучшее сразу получил рабочий класс. Единая цифровая панель доступна в трех вариациях: в топовой она с двумя экранами 10,25 дюйма, в базовой — с семидюймовыми.
Радует, что управляться с MBUX можно как угодно — и тыкая пальцами в экран (почему-то не оставалось никаких следов), и с помощью тачпада. А часть функций вроде того же управления климатом еще и дублируется физическими кнопками. Управлять — очень удобно, отлипнуть от изучения разнообразных примочек — невозможно. Взять хотя бы навигацию, которая вовсю использует камеры для создания дополненной реальности.
Много лет назад свое название марка получила в честь дочери одного из совладельцев фирмы Даймлера. Но несмотря на женское имя, близкое и российскому любителю мексиканских сериалов, название Mercedes всегда было строго мужского рода — брутальным и важным. И вот, наконец, историческая несправедливость частично исправлена — Mercedes заговорил женским голосом.
Голосовая помощница Mercedes не такая сообразительная, как Алиса, но кое-что может предложить. Проблема в том, что в целях сохранности конфиденциальных данных гуглить машина не способна, а может только обращаться к той информации, которую зашили в ее облако разработчики. Так, например, имя президента России она отчеканила без запинки, как и напомнила счет в последнем матче Супербоула, а вот с президентом Беларуси и результатами РПЛ дело пока не заладилось.
Вызвать помощницу можно как с помощью рычажка на руле, так и голосом, сказав: «Привет, Мерседес». Впрочем, порой она откликалась и на одно имя, что слегка затрудняло обсуждение автомобиля, хоть и было довольно мило. С задачами вроде прогноза погоды или нахождения ближайшей АЗС она справлялась безукоризненно, мгновенно изменяя маршрут в навигации, но более сложные беседы пока вести затруднялась, как и порой не понимала вполне четко произнесенные фразы.
Немного раздражало, что если помощница не понимала вопрос, то отвечала: «Как я могу помочь?» Будто переспрашивая и давая понять, что вообще не слышала команды. Mercedes учит терпению. Говорят, это быстро исправляется в процессе самообучения и даже привыкания к интонациям владельца, но времени на проверку этой сентенции не было. Зато ответы на запросы «в чем смысл жизни» и «расскажи анекдот» были все время разные и порой даже веселые.
На тесте в Вашингтоне были доступны лишь автомобили в версии A220 с передним и полным приводом. Этих версий в России придется подождать — в конце этого года в продажу поступит лишь A200 со знакомой по хэтчбеку бензиновой «четверкой» объемом 1,3 л и мощностью 149 л.с. (дефорсирован с американских 163 л.с.) с коробкой передач 7G-DCT.
«Робот» работает идеально: переключения быстрые, плавные, рывков замечено не было. Будет ли мотору A200 хватать динамики и будет ли он так же великолепен, как 188-сильная версия? Скорее да. Ускорение окажется чуть менее резвым, но в остальном это будет все тот же хорошо и легко управляемый Mercedes, с отсутствием кренов в поворотах и неплохой подвеской.
На пустых извилистых дорогах Вашингтона так и не удалось заставить машину скользить — включенная система стабилизация работает на опережение и не дает совершать глупостей. В версии A200 спереди установлены стойки McPherson, а сзади — балка вместо многорычажки. Более мощные версии, а также модели с полным приводом 4MATIC комплектуются четырехрычажной задней подвеской.