branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Бить будут жестче: зачем России своя система краш-тестов

Собственную, более жесткую методику проведения краш-тестов RuNCAP разрабатывают в России. Испытания будут добровольными, но позже ряд требований по безопасности могут сделать для автопроизводителей обязательными
Фото: НАМИ, Euro NCAP, Global Look Press
Фото: НАМИ, Euro NCAP, Global Look Press

Новую собственную методику проведения автомобильных краш-тестов под названием RuNCAP представили в России. Особенность будущего независимого национального рейтинга в том, что его сделают гораздо жестче иностранных аналогов, включая самый известный российский рейтинг Euro NCAP.

Успешное прохождение испытания представленными в России моделями будет означать, что автомобиль действительно безопасен. Корреспондент Autonews.ru побывала на презентации создаваемого рейтинга и разобралась, зачем он нужен, чем он отличается от международных аналогов и как его внедрение повлияет на автомобилистов и производителей.

Кто авторы и когда заработает

Авторами и участниками проекта выступили сразу четыре стороны: журнал «Авторевю», который имеет опыт проведения краш-тестов по своей системе, Центр испытаний НАМИ, предоставляющий для проекта свои мощности, Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ), также имеющий богатый опыт в этой области, и Росстандарт, выполняющий контрольную функцию.

Авторы идеи не скрывают, что для ее развития понадобится государственное финансирование — без него не обойтись при доработке накопленной исследовательской базы за последние несколько лет. Также необходимо будет дооснастить базу НАМИ, чтобы поставить краш-тесты на поток.

Запуск проекта ожидается не ранее чем через два года. А сейчас эксперты проекта анализируют статистику ДТП, особенности поведения систем помощи водителю и проводят исследовательские тесты — эти данные и лягут в основу будущих методик.

Чем RuNCAP отличается от других рейтингов

Оценив иностранные национальные стандарты при проведении краш-тестов, авторы идеи решили не копировать требования более мягких рейтингов. К примеру, согласно правилам ООН, тесты при фронтальном ударе проводятся на скорости 56 км/ч с перекрытием 40%. Это означает, что машина врезается в препятствие почти половиной передней части, и удар при столкновении принимает на себя основной силовой элемент конструкции автомобиля — лонжерон, который рассеивает энергию удара, защищая находящихся в салоне людей.

В схожих условиях разбивают автомобили и по методике Euro NCAP, а также в Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии, Японии, Китае и Южной Корее — только скорость в их случае выше (64 км/ч).

Бить будут жестче: зачем России своя система краш-тестов

А вот в США удар происходит с перекрытием 25%. То есть с барьером контактирует только четверть передней части машины, и удар при столкновении проходит мимо лонжерона — в итоге разбиваются переднее левое крыло, переднее левое колесо, детали подвески, после чего удар сразу переходит на кузов. Уцелеть водителю и пассажирам в таких условиях в разы сложнее. По такому же пути предложил пойти главный редактор «Авторевю» Михаил Подорожанский.

По предварительным планам, испытывать автомобили в России будут на скорости 65-70 км/ч с перекрытием 20-25%. А при фронтальном ударе на скорости 55-60 км/ч — с перекрытием 35%-40%, в то время как в перечисленных странах, кроме США, перекрытие составляет 100%.

По будущей методике RuNCAP планируют проверять прочность крыши при опрокидывании, тестировать системы автоматического торможения перед пешеходами и автомобилями, а также системы предупреждения о фронтальном ударе, удержания в полосе, причем с учетом российских дорог, которые могут быть покрыты льдом и снегом и часто плохо освещены. Проверять будут и ряд других активных и пассивных систем помощи водителю: большинство из этих параметров современные иностранные методики игнорируют.

Парное выступление: зачем автомобили разбивают друг о друга Статьи 9 ноября 2016 Парное выступление: зачем автомобили разбивают друг о друга
Фото: Euro NCAP Статьи 3 февраля 2017 День погнутых дверей: какие автомобили отличились в краш-тестах

«По статистике, чаще всего в ДТП в России людей зажимает в автомобиле — рулевой колонкой, педалями, крышей, — рассказал Подорожанский. — Еще нужно учитывать принятые у нас скоростные режимы. Новые методики тестирования разрабатываются и для пассажирских перевозок, то есть для автобусов — такого за границей вообще нет».

Зачем нужна своя методика

Российские специалисты считают, что автопроизводители слишком расслабились и привыкли руководствоваться принятыми минимальными стандартами по безопасности при разработке новых автомобилей. Если же в России появится свой более жесткий рейтинг, в котором получить все пять звезд будет непросто, то сами автокомпании, по мнению авторов идеи, заходят принять в нем участие. Это позволит улучшить показатели по безопасности и тем самым сделать продукцию более привлекательной для покупателей.

Однако на вопрос Autonews.ru о стоимости участия в испытаниях для автопроизводителей и о первой реакции автобрендов разработчики RuNCAP прямо отвечать не стали.

Рейтинг RuNCAP обещают запустить как исключительно необязательный для выполнения. То есть автопроизводители могут пройти его добровольно, а на получение одобрения типа транспортного средства (ОТТС) в России успех или провал никак не повлияет. Однако авторы проекта оговорились: как только предложенные методики и технологии докажут свою эффективность, часть требований по безопасности в дальнейшем может стать обязательной для исполнения всеми автокомпаниями, продающими машины в России.

Бить будут жестче: зачем России своя система краш-тестов

Предполагается, что участие в RuNCAP позволит автопроизводителям на стадии тестирования по повышенным требованиям облегчить дальнейшую сертификацию для выпуска продукции на рынок. Так, если техника прошла такие тесты, то проводить еще одни испытания по минимальным обязательным требованиям станет не нужно.

Как RuNCAP повлияет на жизнь автомобилистов

Вопрос с выделением бюджетных средств пока открыт — о том, что проект получил господдержку объявлено не было. А на оформление накопленной научно-исследовательской базы и создание технических мощностей нужно еще минимум два-три года.

Реакция автопроизводителей на идею пока тоже непредсказуема. Но большинство по-прежнему пока считают, что европейских стандартов, которым их техника полностью соответствует, более чем достаточно, а вкладываться в новые разработки на фоне пессимистичных прогнозов по продажам нет смысла.

Некоторые опрошенные Autonews.ru представители брендов заявили, что им достаточно своих тестовых площадок. А эксперты выразили опасение, что если ряд жестких требований по безопасности все-таки сделают обязательными, то это потребует колоссальных денежных вложений, что станет очередной причиной для роста цен на автомобили или даже уход из России автобрендов, не готовых к дополнительным инвестициям.