Чемпионат мира по ралли (World Rally Championship, WRC) сложно назвать популярным видом спорта в России. В сети можно найти лишь несколько русскоязычных сайтов, посвященных раллийной серии, а спортивные издания чаще всего ограничиваются лишь короткими новостными заметками с результатами заездов. Этапы чемпионата в России не проводят, а наши соотечественники в WRC на данный момент не участвуют. И, похоже, очень зря.
Ралли Испании, которое проводят уже в 56-й раз, традиционно проходит в Каталонии. То, что событие для этого региона ничем не уступает по значимости, например, матчам «Барселоны» в Лиге чемпионов, становится ясно сразу по прилету в аэропорт «Эль-Прат». Уже на выходе в город можно увидеть многочисленные афиши с анонсом гонки, а на улицах встречают билборды аналогичного содержания. На специальных стойках предлагают бесплатный буклеты с описанием заездов, спецучастков и рекомендованных маршрутов.
Местом базирования команд, болельщиков и журналистов выбрали небольшой туристический город на побережье Средиземного моря — Салоу.
Испанский этап чемпионата имеет несколько важных особенностей — это единственное в сезоне ралли на смешанной поверхностности: гонка проходит как на асфальте, так и на гравии. Это предусматривает большой сервисный перерыв для смены шин, амортизаторов и перенастройки тормозной системы. В общем, не самая простая задача для механиков, учитывая, что на все это отводится только 75 минут в сервис парке.
Для гонщиков, в свою очередь, важно суметь полностью перестроить манеру езды в процессе заезда в зависимости от поверхности трассы и правильно выбрать шины. Суммарный километраж спецучастков в этом году вырос до 331,58 км, а количество зарегистрированных пилотов — до 76.
WRC привлекает огромное количество совершенно разных людей со всех концов мира. Конечно, не всех из них можно назвать фанатами этого вида спорта. Тем не менее, уже с утра подъехать к любому спецучастку ралли на нашем минивэне было очень непросто. Мешало огромное количество припаркованных автомобилей, а также вереница зрителей. В первую очередь, это жители окрестных деревень и небольших городов. Для них ралли Испания однозначно является одним из главных событий года.
«Ради гонки я пропускаю матч родного «Химнастика», но это того стоит. Я тут уже в пятый раз, и для всей Каталонии это очень важное событие. Смотреть это надо только в живую, так что вам повезло. Впрочем, сейчас вы сами все поймете», — рассказал увлеченный житель Террагоны в старой толстовке WRC.
Набор практически каждого болельщика, отправляющегося на гонки, включает складные туристические стулья, зонт от дождя или солнца, флаг с гербом своего города или муниципалитета, балаклаву, спасающую от пыли и песка, а также переносной холодильник с запасом баночного пива. Некоторые даже умудрились прихватить с собой петарды и фальшфейеры.
Внушительными делегациями отметились и выездные болельщики. Самыми многочисленными тут были эстонцы, норвежцы, французы и поляки, устроившие яркий перформанс с кучей флагов и баннеров. Некоторые приезжают на гонки целыми семьями с палатками и домами на колесах. Для них ралли — хороший повод весело провести выходные.
Конечно, никаких билетов и специальных секторов для болельщиков на ралли не предусмотрено. Для того, чтобы занять хорошие места, достаточно пройти пару километров пешком и оказаться на спецучастке первым. На самом деле сделать это непросто: многие любители гонок приезжают к трассе уже накануне.
Следить за самим ходом ралли, находясь на спецучастке, проблематично: информационных экранов тут нет, так что о результатах заездов болельщики узнают в сети или слушая прямую трансляцию по специальному радио WRC.
За порядком на СУ следят группы маршалов: их основная задача — отгонять от трассы желающих поближе сфотографировать проезжающие автомобили. Впрочем, делают они это по-испански лениво, изредка прибегая к свисткам.