В начале ноября российские нефтяные компании подписали соглашение о мерах по стабилизации цен на топливном рынке. Совместно с Минэнерго и ФАС было решено сохранить стоимость бензина на июньском уровне до конца года. После этого цены плавно проиндексируют в соответствии с инфляцией. В случае нарушения договоренностей власти пообещали ввести заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов.
Топливо резко подорожало прошлой весной. Сегодня за литр 95-го бензина отечественные автолюбители отдают около 45 руб. В разных странах стоимость горючего может отличаться в десятки раз. Несмотря на рост цен, Россия продолжает входить в десятку государств с самым дешевым горючим. Больше всего повезло жителям Венесуэлы – литр бензина там продают меньше чем за рубль. Мы выяснили, где передвигаться на машинах с бензиновыми моторами особенно накладно. Для удобства все цены переведены в российскую валюту по курсу на 15 ноября 2018 года.
Во Франции средняя стоимость бензина равна 120 руб. Доходы французов вполне позволяют покупать дорогое топливо. По итогам октября там было реализовано 174 тыс. новых автомобилей. Это второй результат в Европе после Германии. Власти Франции строят большие планы по развитию чистых видов транспорта. Уже сегодня там функционирует густая сеть зарядных станций. А крупные французские автопроизводители Peugeot и Renault активно конкурируют между собой в выпуске электрокаров. Например, хэтчбек Renault ZOE находится в числе самых популярных европейских электромобилей. До 2030 года в стране рассчитывают прекратить продажу машин с традиционными двигателями.
Финляндия относится к числу наиболее дорогих стран еврозоны. Например, стоимость одного часа парковки в центральных районах столицы может достигать 300 руб., а штраф за неправильную парковку доходит до 6 тыс. руб. Средняя цена за литр 95-го бензина здесь тоже составляет 120 руб. В отличие от европейских соседей, в Финляндии электромобилей пока немного. Однако к 2030 году власти намерены заметно увеличить их число. Кроме того, в 2018 году Россия и Финляндия договорились о проведении испытаний беспилотного транспорта на участке трассы М11 «Москва-Санкт-Петербург».
В Португалии средства от высокого топливного налога идут на субсидирование «зеленых» технологий. В том числе на сохранение знаменитых деревьев пробкового дуба. За литр неэтилированного 95-го бензина португальцы платят 122 руб. При этом в автономных регионах страны, на Мадейре и Азорских островах, стоимость топлива ниже. Велосипедная инфраструктура в Португалии развита слабо, а вот дороги считаются одними из лучших. Именно здесь расположен автомобильный мост Васко да Гама протяженностью 17,2 км. Цена за проезд по нему для легковых автомобилей составляет 204 руб.
Средняя цена на горючее в Израиле равна 125 руб. При этом порядка 62% от общей потребительской стоимости – налоговая наценка. Она включает затраты на транспортировку и хранение топлива, НДС и акцизный налог. Недавно местные власти заявили о намерении запретить использование автомобилей с традиционными двигателями. Уже к 2030 году купить такие средства передвижения здесь будет нельзя. При этом владельцев электромобилей хотят освободить от уплаты налогов. Сейчас в стране ведется активное строительство инфраструктуры для обслуживания новых видов транспорта.
Дания признана страной с высоким уровнем жизни, развитой инфраструктурой, низкой степенью коррупции и неравенства доходов. Несмотря на высокие сборы и штрафы, датчане считаются одними из самых счастливых в мире людей. Хороший доход позволяет им платить 127 руб. за литр бензина. Обычный водитель ежегодно покупает около 300 литров топлива в год, на что уходит 0,95% среднего заработка. И все же многие жители Дании предпочитают не переплачивать за горючее, а передвигаться на велосипедах. Только в Копенгагене этот вид транспорта для повседневной езды выбирают более половины горожан.
Итальянцы покупают бензин по цене 128 руб. за литр. На родине мощных спорткаров Ferrari, Bugatti, Lamborghini и Alfa Romeo много платных дорог и тоннелей, платные парковки и внушительные штрафы. Даже за превышение скорости до 10 км/ч нарушителю придется выложить от 3,1 до 12,7 тыс. руб. На территории страны установлено множество радаров, которые точно улавливают любые отклонения от нормы. Несмотря на высокую стоимость владения автомобилем, авторынок Италии входит в число крупнейших. Только в октябре там было продано 147 тыс. новых легковых машин, а за весь прошлый год – 1,97 млн.
Столько же за бензин платят граждане Греции. Местные власти установили одну из самых высоких в Европе налоговых ставок и сделали большинство трасс платными. Это способ решить экономические проблемы, которые преследовали страну долгие годы. Из-за высоких цен иметь два автомобиля для многих греков – большая роскошь. Хотя вторая машина не помешала бы жителям Афин. Там действует правило: владельцы номеров, заканчивающихся четной цифрой, могут ездить только по четным дням, и наоборот. Решением этой проблемы раньше становилась покупка дополнительного автомобиля.
Немного дороже бензин АИ-95 стоит в Нидерландах. За литр голландцы отдают 129 руб. Эксперты подсчитали, что это около 1,36% среднего ежедневного заработка. Однако на практике местные жители тоже отдают предпочтение экологичному транспорту. В Нидерландах зафиксировано самое большое количество велосипедов на душу населения. Для велосипедистов построено множество специальных дорожек, тоннелей и светофоров. А в прошлом году голландские студенты изобрели электрокар из сахарной свеклы и льна.
Норвегия – один из крупнейших экспортеров нефти. Тем не менее местные жители чаще ездят на гибридах и электромобилях. В прошлом году такие машины даже обошли традиционные по объему продаж. Литр бензина норвежцам обходится в 135 руб. Доходы от реализации нефти государство тратит на субсидирование «зеленых» автомобилей. Их владельцы освобождены от ввозных пошлин, дорожных налогов, оплаты парковок и магистралей. А к 2025 году власти Норвегии планируют и вовсе отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В центре Осло уже второй год действует запрет на въезд дизельных машин.
Гонконг – особый административный район в составе КНР. Выгодное географическое положение и особенности исторического развития сделали его одним из крупнейших финансовых центров Азии. Средняя цена за литр здесь составляет 140 руб. При этом в отличие от соседей с континентального Китая жители Гонконга платят за бензин примерно в два раза больше. Да и в целом стоимость владения автомобилем здесь довольно высокая. Например, одно парковочное место в престижном районе Цзюлун этим летом было продано за 50,6 млн руб.