В Москве необходимо значительно повысить стоимость платной парковки, отменить часть льгот и повысить штрафы — к таким выводам пришли авторы соответствующего исследования из РЭУ им. Плеханова. Пока речь идет только о самых загруженных улицах города. Однако согласно выводам исследования, повышение тарифов на услугу рассматривается в целом как основной инструмент, чтобы освободить постоянно занятые стояночные места и дать возможность резидентам без проблем парковаться рядом с домом.
Столичные власти уже заявили, что пока эти предложения только рассматриваются и на вопрос корреспондента Autonews.ru о том, планируется ли повышение стоимости парковки и когда, прямо отвечать не стали. При этом в проекте бюджета Москвы графы об ожидаемых доходах от работы уличных паркингов в 2019 и 2020 гг. кардинально не отличаются.
Наибольшие проблемы с поиском свободных мест для автомобиля, по результатам исследования, наблюдаются в пределах Бульварного кольца, где загрузка порой достигает 170%: на Малом Черкасском, Нижнем Кисельном, Козицком переулках, а также на улицах Петровские Линии, Большая Якиманка, Неглинная и Петровка. В то время как средние пиковые значения заполняемости парковок на Садовом кольце — 85%. С этих проблемных улиц и предлагают начать планомерное повышение тарифов: ожидается, что каждое повышение тарифа на 10% будет снижать количество поездок на автомобиле по городу примерно на 1-4%.
В исследовании в качестве ориентиров, к которым должны стремиться действующие цены на пользование платными парковками, авторы указали расценки капитальных паркингов: от 100 до 600 руб. в час. Это примерно в два раза выше действующих сейчас уличных тарифов.
«Мы привели статистику по стоимости парковки в мировых мегаполисах, — рассказал заведующий кафедрой предпринимательства и логистики университета им. Плеханова Дмитрий Завьялов. — Обстановка в Москве отличается от общемировых трендов. Обычно дороже стоит именно парковка на улице, а на подземном паркинге — дешевле, в то время как в столице все наоборот».
Кроме того авторы работы посчитали, что уровень загруженности парковочных мест в воскресные дни, когда парковка бесплатная, сопоставим с загруженностью в будни. Количество фиксируемых нарушений правил парковки в эти дни также велико.
«Перегруженность парковочных лотов диктует необходимость отказа от невзимания платы за парковку на ряде перегруженных улиц по воскресеньям, предоставляя тем самым возможность местным жителям парковаться на уличных парковках без нарушений правил вблизи своего места проживания», — говорится в документе.
В РЭУ им. Плеханова уверены, что действующие сейчас правила работы уличных парковок фактически предлагают пользователям легальный способ неоплаты парковки. Речь идет о нештрафуемых 15 минутах, выделяемых на оплату парковки. Также в институте считают, что у водителя есть еще 10 минут, чтобы уехать со стоянки уже по истечению оплаченного времени, чем многие водители также злоупотребляют.
В итоге, согласно исследованию, полностью парковку оплачивает менее 50% пользователей. Ощутимое же количество автомобилистов просто ненадолго бросают машины на улицах без оплаты, либо через 15 минут меняют место парковки. Так, при пиковой занятости платных машиномест на Бульварном кольце, 1% от всех мест занимают нарушители: те, кто заклеивает госномера или поднимают крышки багажников, 8% — автомобилисты, которые в итоге получают штрафы, 5% — имеющие разрешения на бесплатную парковку многодетные семьи, 21% -остановившиеся на нештрафуемые 15 минут, 22% — резиденты, и 46% водителей, которые оплачивают парковку на общих условиях.
«При средней продолжительности оплачиваемых сессий от 58 минут до 1 часа 30 минут наличие подобных льготных минут на оплату парковки может увеличивать продолжительность стоянки фактически до 2 часов», — говорится в документе.
Исправить ситуацию предлагают при помощи более эффективной настройки мобильных приложений для оплаты парковки. Сейчас же у водителей есть возможность включать оплату на 1-2 минуты, а затем пользоваться льготным периодом. Порядка 30% из числа оплачиваемых парковок происходит именно таким образом, утверждают в РЭУ им. Плеханова.
Штраф за неоплату парковки, который сейчас в Москве составляет 2,5 тыс. руб., тоже предлагается поднять. В первую очередь для того, чтобы сократить долю нарушителей, не оплачивающих парковку совсем, либо выбирающих оплату штрафа вместо оплаты парковки, если стоимость парковки больше или равна размеру штрафа.
В качестве примера с жесткими наказаниями для неоплачивающих стоянку автомобилистов приводятся европейские страны, где при стоимости парковки от 1 евро/час и ограничениях времени стоянки до 1-2 часов размер штрафа за неоплату парковки варьируется от 35 до 150 евро.
О льготах для автомобилистов в исследовании не говорилось, а на вопрос корреспондента Autonews.ru о внедрении бесплатного ночного тарифа, представители городских структур дали хоть и уклончивый, но скорее отрицательный ответ. Так, первый замруководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Ансар Арифуллин заявил, что сомневается в том, что в Москве появится такой ночной льготный тариф, поскольку в нем нет смысла.
«Если машина будет стоять ночью бесплатно, то утром тем, кто придет в город, уже не получится поставить машину на стоянку платно, — сказа Арифулин. — Человек, который припарковался ночью, рано утром наверняка будет спать, заплатить он не сможет, а потом получит штраф 2,5 тыс. руб. и будет недоволен».
Однако генеральный директор ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) Александр Гривняк уточнил, что вопросы по бесплатному ночному тарифу все-таки рассматриваются. Также он рассказал, что в повестке обсуждений стоит вопрос ограничения времени стоянки на платных парковках для автомобилей каршеринга.
Автомобилисты жалуются, что из-за них не могут найти место даже на платных стоянках. А вот на предложения не повышать тарифы на парковку, а просто ограничить время стоянки 1-2 часами, Гривняк ответил отрицательно. По его словам, сейчас среднее время парковки в Москве составляет менее двух часов, и ограничивать этот период, к примеру, одним часом, нецелесообразно.
Кто уже предлагал повысить цены на парковку
Вопросом оптимизации платного парковочного пространства в Москве в 2015 г. занимались специалисты другого научного учреждения — Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ). Там по заказу правительства Москвы проанализировали ситуацию в пределах Бульварного кольца. И пришли к выводу, что центр сможет разгрузить лишь повышение стоимости парковки до 200 руб. в час.
Одновременно ученые предложили ввести прогрессивную шкалу тарификации и ограничить время стоянки до двух часов — результаты исследования были представлены руководству столичного Дептранса, на презентации в июле 2015 г. присутствовал и корреспондент Autonews.ru. Тогда первый заместитель руководителя столичного департамента транспорта Сергей Андрейкин заявлял, что «автомобильные лежбища» — серьезная проблема для города, но выводы экспертов МАДИ он назвал «шокирующими» и «оторванными от реальности».
«Повышение цен до 200 руб. в час поможет снизить так называемый блуждающий трафик, — говорил Андрейкин. — Но тогда цены сравнятся с подземными паркингами. Такой шаг может стать шоком для населения».
Однако уже со 2 декабря 2016 г. столичные власти объявили о повышении стоимости парковки до 200 руб. на 133 центральных улицах. В Дептрансе тогда уточнили, что приняли решение о дифференциации тарифа на базе результатов МАДИ.