Чиновники предлагают списывать небольшие штрафы со счетов автомобилистов в упрощенном порядке без возбуждения исполнительного производства. Это может осложнить процесс оспаривания ошибочных постановлений, число которых традиционно растет зимой, когда грязь и снег часто мешают разобраться в требованиях дорожных знаков и разметки.
Зимой растет число потенциальных ловушек для автомобилистов, но здравый смысл и четкое следование ПДД могут помочь отстоять свои права в спорах с сотрудниками ГИБДД и службами, ответственными за обслуживание и контроль над дорогами. Autonews.ru вместе с юристом попытался разобраться в ряде типичных ситуаций.
Формально требования технического регламента Таможенного союза запрещают использование летней резины с декабря по февраль включительно, но наказания за неисполнение этих требований в России нет. Проблемы у автомобилиста на летней резине начнутся уже при околонулевых температурах, когда колеса потеряют эластичность, но юридических последствий не будет.
Основанием для признания вины в ДТП неподходящая резина также быть не может, уверяет автоюрист Сергей Смирнов. «Разбираться в том, кто виноват, гаишники будут исходя из дорожной ситуации. Да, использование летней резины зимой запрещено, но штрафа за это нет, и уж тем более признать человека виновным в аварии только из-за летних колес нельзя», — говорит эксперт.
В крайнем случае, добавляет он, это может служить лишь отягчающим обстоятельством, но не более того.
Нечитаемая разметка и залепленные снегом дорожные знаки могут спровоцировать ошибку. Например, водитель может проехать под запрещающий знак, выехать на встречную полосу или припарковаться на месте для инвалидов, заработав штраф до 5000 руб., эвакуацию или лишение прав.
«Иногда сотрудники говорят, что они знают, как организовано движение, и одного этого якобы достаточно для того, чтобы наказать водителя», — напоминает Сергей Смирнов.
На самом деле нарушения подобного рода, уверен юрист, наказываться не должны, поскольку водитель заранее не знает об ограничениях на участке дороги.
«Главный критерий наказания — наличие вины. То есть инспектор ДПС обязан доказать, что водитель виноват в нарушении ПДД. Неустранимые сомнения в виновности должны толковаться в пользу водителя», — уверяет Смирнов.
Если же сотрудник ГИБДД все-таки оформит протокол, его нужно обжаловать, приложив к делу записи видеорегистратора и фотографии с мобильного телефона.
Если сотруднику ДПС на дороге можно указать на нечитаемость знаков, то дорожные камеры все равно будут фиксировать нарушения в автоматическом режиме. Как пояснили в столичном ЦОДД, камеры настроены на контроль определенных зон и не ориентируются на видимую разметку. В ведомстве добавили, что любой материал также проходит первичную обработку сотрудника ЦОДД в ручном режиме, а решение о правонарушении принимает уже представитель ГИБДД, который должен убедиться, что в материале достаточно доказательной базы.
Именно на этапе проверок такие штрафы должны отбраковываться, но число ошибок все равно велико, утверждает Сергей Смирнов: «Прибор работает строго по алгоритму, а инспектор не всегда может грамотно оценить дорожную ситуацию на черно-белом снимке».
Такие постановления, говорит юрист, впоследствии без труда можно обжаловать и отменить даже при обращении в соответствующий орган через интернет.
Парковка на газоне влечет суровое наказание в размере от 5000 руб. для граждан до 300 000 руб., если автомобиль зарегистрирован на организацию, и закон не делает разницы между временами года. За толстым слоем снега или льда газон, даже если он является совершенно формальным, можно не заметить, получив огромный штраф фактически на пустом месте, предупреждает Смирнов.
«Проходит активный гражданин и снимает машину с координатами места. Чиновник сверяет координаты с картой и с полным основанием назначает автовладельцу штраф, хотя на фотографии такой заснеженный газон никак не отличается от дороги», — объясняет юрист.
Оспорить такое наказание можно только в случае, если водитель припарковался в точном соответствии с ПДД. «Это значит, что при отсутствии каких-либо знаков он поставил машину на правой стороне дороги в один ряд параллельно краю проезжей части», — добавляет юрист.
А вот в случае, если машина оказалась поврежденной из-за неубранного с дороги снега (например, водитель наехал на заснеженную яму или бордюр), можно привлечь к ответственности дорожников. «Аварию такого рода можно оформить самостоятельно, но принципиально важно зафиксировать все обстоятельства на камеру телефона или регистратора», — объясняет Смирнов.
Иначе доказать, что авария действительно произошла по вине дорожников, будет невозможно. Другое дело, говорит юрист, если дорожный брак был соответствующим образом обозначен, а водитель не внял указаниям знаков. В этом случае ссылаться на заснеженность разбитой дороги смысла не имеет.
На скользких дорогах проблемными могут оказаться места пешеходных переходов. Во-первых, именно перед ними автомобили часто резко тормозят, накатывая лед. Во-вторых, пешеходы не меняют свои привычки и могут выскакивать на зебру, не учитывая увеличение тормозного пути автомобиля. Но в этом случае закон на стороне пешеходов и инспекторов ГИБДД, поскольку по правилам водитель обязан выбирать скорость в соответствии с дорожными условиями и гололедица перед переходом не может служить оправданием нарушения, объясняет юрист: «Работает тот же пресловутый пункт 10.1. Видишь переход — тормози заранее».
Смирнов полагает, что при наезде на пешехода шансы доказать свою правоту у водителя будут только в том случае, если пешеход сам грубо нарушил ПДД, а водитель ехал по правилам и не имел физической возможности остановить транспортное средство. Свои доводы придется объяснять суду, не лишним будет провести трасологическую экспертизу и приложить записи видеорегистратора.
Год назад суд в Москве лишил водителя прав на два месяца за то, что номерной знак на его автомобиле был залеплен снегом. Судья согласился с доводами сотрудника ГИБДД, который посчитал, что автомобилист сознательно залепил номер: основанием для вынесения обвинительного приговора стали следы отпечатков пальцев на снегу.
Однако если умысла в действиях водителя не было, а номер действительно покрылся слоем снега или грязи, например при движении с большой скоростью по зимней трассе, можно отделаться статьей за нечитаемые или установленные с нарушением требований ГОСТ номера, которая предусматривает лишь предупреждение или минимальный штраф в размере 500 рублей.
Сергей Смирнов утверждает, что за чистоту знаков водитель отвечает вне зависимости от дорожных условий: «Обязанность подготовить автомобиль к движению, в том числе обеспечив читаемость номерных знаков, полностью лежит на водителе, поэтому формальные основания наложить штраф у инспектора есть. Хотя практика показывает, что в большинстве случаев гаишники просто предлагают протереть знаки без оформления протокола».
Чистить машину от снега и льда нужно не только ради собственного комфорта. Лед, упавший с крыши едущего автомобиля, может нанести повреждения другой машине, и такое событие считается дорожно-транспортным происшествием. Аналогичным образом расценивается падение снега или льда с крыш и эстакад, утверждает Смирнов.
«Для начала устанавливается, в чьем ведении находился неочищенный объект, потом собственнику предъявляется претензия. В таких делах очень хорошо помогает видеорегистратор», — объясняет юрист.
С другой стороны, существует и вероятность привлечения к ответственности водителя, с машины которого на дорогу падает снег или лед, говорит Смирнов. «Загрязнение дорожного покрытия наказывается штрафом от 5 тыс. до 10 тыс. руб., и к таким можно отнести падение на дорогу льда или грязи. Но реальные дела такого рода я никогда не встречал», — уточняет эксперт.