Возможным закрытием более чем половины всех работающих в России АЗС и дальнейшим повышением цен на бензин пригрозили представители Независимого топливного союза (НТС), передает корреспондент Autonews.ru. По их мнению, это произойдет в случае дальнейшего роста акцизов, а также из-за повышения оптовых цен на топливо в условиях «замороженных» розничных цен.
В НТС уверяют, что независимые игроки не имеют возможности купить топливо на бирже: его по высоким ценам фактически сами у себя приобретают крупные нефтяные компании, после чего продают на собственных фирменных заправках. А оптовые продавцы ограничивают объемы продаж для независимых АЗС, делая их работу еще более невыгодной и вынуждая повышать цены.
От вертикальных компаний независимые АЗС отличаются тем, что никак не участвуют в добыче нефти: они покупают топливо на бирже или у оптовиков, после чего продают на собственных заправках, то есть работают как своеобразные магазины. Особенно часто их можно встретить там, где крупным игрокам работать не интересно из-за недостаточного для них спроса. Например, в небольших отдаленных городах и селах.
По данным НТС, с точки зрения инфраструктуры доля независимых АЗС на рынке составляет около 60%. Так, около 15 тыс. заправок приходится на независимые точки, а 10 тыс. — на крупных игроков. По объемам продаж на независимые АЗС приходится 30%, и 70% продают крупные нефтяные компании с известными брендами.
В настоящее время, согласно решению правительства, для стабилизации цен на топливо розничные цены разрешено поднимать на уровень не выше +4% от индикативных значений мелкого опта.
«Если разница будет выше — есть прямое указание на проверку независимой розницы ФНС, ФАС и другими надзорными органами. Ни один бизнес не сможет выжить при маржинальном покрытии в 4%. Этого хватит только на то, чтобы доставить топливо до АЗС и оплатить банкам эквайринг. И если вертикально интегрированные нефтяные компании еще могут компенсировать убытки розницы за счет экспорта и оптовых продаж, то независимым АЗС остается только замотать шланги и покинуть рынок», — заявил руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
По его оценке, при текущих условиях работы все независимые АЗС, то есть примерно 60% от всего количества заправок в России, могут закрыться в ближайшее время. В таком случае имеющихся АЗС крупных компаний хватит на то, чтобы обслуживать порядка 20 млн автомобилей в России, в то время как автопарк достигает 50 млн автомобилей. Что, в свою очередь, только подтолкнет дальнейший рост цен на топливо.
До 31 марта 2019 года маржинальность для независимых АЗС составит 1,7 руб./литр, посчитали в НТС. При среднедневном проливе 10 тыс. литров топлива в сутки операционные затраты АЗС достигает примерно 3 руб./литр.
«Получается, что предложенная правительством и нефтяниками разница между оптом и розницей фиксирует прежде всего перманентную убыточность независимых АЗС. Если бы не было «заморозки», то оптовые цены пошли бы вниз из-за резкого падения мировых цен на нефть и существенного уменьшения экспортной альтернативы внутреннему рынку. Но этого сейчас не происходит», — объяснил представитель НТС.
Собравшиеся на пресс-конференции эксперты подчеркнули, что они вовсе не настаивают на росте цен на бензин на АЗС. Дело в том, что традиционным отличием таких независимых точек как раз были более привлекательные цены по сравнению с АЗС крупных брендов. Но из-за ограниченного доступа к бирже, притеснений со стороны оптовиков, а в дальнейшем и роста акциза на бензины и дизельное топливо сейчас у независимых АЗС выбора просто не остается. Между тем ранее глава «Роснефти» Игорь Сечин обвинил именно независимые АЗС в сговорах, которые и приводят к росту цен.
«Мы готовы продавать бензин и за 30 руб. за литр, но дайте нормальную маржинальность, больше 3 руб. за литр, — сказал Баженов. — Чтобы мы могли работать в ноль, наценка должна быть 8-9%».
В свою очередь директор и совладелец сети АЗС «Олви» из Самарской области Олег Бузин заявил, что для стабильного развития бизнеса уровень наценки на розничных пунктах продажи топлива должен составлять 14-15%.
Для стабилизации цен в НТС предложили отменить запланированный с 2019 г. рост акцизов на топливо, провести либерализацию цен, предписать крупным нефтяным компаниям продавать 100% объемов нефтепродуктов с их НПЗ на бирже, а также организовать реформу по демонополизации нефтегазовой отрасли.
По результатам состоявшегося 31 октября совещания в правительстве российские вертикально интегрированные нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы отчитались, что по состоянию на 1 ноября выполнили достигнутые договоренности по снижению оптовых цен на бензины и дизельное топливо, что должно привести к стабилизации ситуации с розничными ценами в сегменте независимых АЗС.
«Нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) договорились поставлять топливо на уровне +3% к 2017 году и по ценам на июнь 2018 года», — говорил вице-премьер Дмитрий Козак. Соглашение будет действовать с 31 октября 2018 до 31 марта 2019 г., после чего стоимость марок бензина будет проиндексирована на уровень среднегодовой инфляции.
Результаты биржевых торгов 1 ноября демонстрируют существенное снижение ценовых показателей в оптовом сегменте по основным видам моторного топлива (АИ-95 — 4,3%; АИ-92 — 2,2%, ДТ — 3,14%).
Как говорил глава Минэнерго Александр Новак, «нефтяные компании будут продавать топливо независимым НПЗ по прямым внебиржевым контрактам по ценам, которые сформируют для них нормальную маржу». Таким образом компаниям удастся избежать выпадающих доходов на период заморозки цен.
Кроме того, на время заморозки стоимости не будет действовать новый приказ Минэнерго и ФАС об увеличении продаж на бирже объемов бензина и дизельного топлива на 5 и 2,2 процентного пункта, до 15% и 7,5% соответственно.
«Временно будет продолжать действовать старый приказ 10% бензина и 5% дизтоплива на бирже», — отмечал Козак.
Принятые правительством меры позволят избежать ценовых скачков в оптовом и розничном сегментах рынка моторного топлива, считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им Г. В. Плеханова Олег Чередниченко.
«Введение заградительных экспортных пошлин в настоящее время не потребуется. При этом в правительстве идет проработка дополнительных механизмов регулирования рынка нефтепродуктов, которые могут быть дополнительно введены в ходе завершения налогового маневра в отрасли. Стоимость бензина до конца этого года сохранится на уровне начала лета текущего года. В следующем году увеличение цен на данный вид топлива прогнозируется на уровне инфляции, которую ЦБ установил на уровне 5,5%», — объяснил эксперт.