Столичный ЦОДД вскоре запустит в эксплуатацию камеры видеофиксации на сложных перекрестках с вафельной разметкой. Формально эти камеры работают с января нынешнего года, но штрафы не рассылают — в ведомстве до сих пор не решили, как именно определять нарушение и на какую сумму штрафовать водителей.
Вафельная разметка и камеры должны решить проблему с заторами на перекрестках, но автомобилисты и общественники не в восторге от нововведений. В качестве альтернативы предлагается строить сложные развязки по примеру других стран, но практика показывает, что дорогостоящее строительство может оказаться не слишком эффективным.
Столичная площадь стабильно входит в рейтинги самых напряженных перекрестков мира. Здесь сходятся целых восемь автодорог, и это с учетом того, что основной ход Садового кольца проходит в тоннеле под площадью. Плюс десяток наземных пешеходных переходов. Недавняя реконструкция принципиально не повлияла на схему движения, и водителям иногда приходится менять полосы по пять раз, чтобы попасть в нужный поворот. Это один из самых напряженных узлов столицы с точки зрения трафика.
Трафик Лос-Анджелеса считается одним из самых тяжелых в мире, и даже такие титанические сооружения не помогают разогнать город, хотя сама развязка чаще всего не стоит. Длинные эстакады начинаются задолго до основного пересечения, и почти с любой стороны можно уехать в пяти разных направлениях. Среди пяти уровней автомобильных дорог нашлось место и для станции метро. А еще развязка известна тем, что на ней снимали эпизоды фильма «Скорость» с Киану Ривзом и Сандрой Буллок.
На одной из самых красивых в мире круговых развязок машины вынуждены иногда проезжать полтора круга, чтобы попасть в нужный выезд, но иным образом развязать пять направлений на ограниченном пространстве было невозможно. Развязка — часть единственного моста между районами Пуси и Пудун, пропускная способность которого составляет более 120 тыс. машин в сутки. До строительства круговых развязок мост пропускал не более 20 тыс. машин. Кстати, на нем почти не бывает пробок.
Этот вполне ординарный перекресток у станции Сибуя в центре Токио получил всемирную известность благодаря огромному количеству пешеходов, которые разом переходят дорогу во всех направлениях. За одну фазу светофора дорогу в часы пик могут одновременно перейти 1500 человек, за день там проходит от 500 тыс. до 1 млн пешеходов. У светофоров настроены довольно длинные фазы полного перекрытия движения, чтобы пешеходы успевали закончить переход до начала движения автомобилей.
Площадь Шарля де Голля, на которой машины движутся по кругу вокруг Триумфальной арки, называют самым ужасным перекрестком Европы. В круг вливаются улица Елисейские Поля, десять проспектов и еще одна улица, и все это — на коротком участке дороге. Пытаясь разъехаться, машины часто блокируют друг друга либо движутся абсолютно хаотично, а иногда наворачивают по несколько кругов в поисках нужного выезда. Хорошо хоть, движение пешеходов здесь запрещено.
Сложнейшая пятиуровневая развязка в британском Бирмингеме была построена еще в 1965 г. и с легкой руки журналиста Роя Смита стала называться спагетти-узлом за визуальную хаотичность и схожесть с пучком макаронных изделий. Впоследствии этим термином стали пользоваться для описания других сложных развязок по всему миру. Бирмингемский узел построен над двумя железными дорогами, тремя каналами и двумя реками, занимает целых 12 гектаров площади и обслуживает сразу 18 направлений.
Развязка типа «Алмазный кроссовер», впервые опробованная в американском Спрингфилде, с недавних пор массово используется на хайвеях США. Идея кроссоверного пересечения состоит в двух перекрестиях, где левый и правый потоки сначала меняются местами для обеспечения безостановочных левых поворотов, а потом возвращаются на места. Это позволяет уменьшить число светофоров вместе с задержками, но требует повышенной внимательности от водителей. В более дорогом варианте пересечения осуществляются эстакадами, что позволяет убрать все светофоры.
Умопомрачительная круговая развязка с пятью съездами, в которой организованы потоки противоположных направлений и пять маленьких кругов для переходов между ними. Всего получается семь круговых развязок на одном перекрестке, где водителям приходится изрядно поломать голову над тем, как попасть в нужный съезд. Существует целый ряд вариантов проезда, но с очень плотным трафиком «карусель» может не справиться.
Карликовое государство под британской протекцией связано с Испанией четырехполосной магистралью имени Уинстона Черчилля, которая под прямым углом пересекает взлетно-посадочную полосу аэропорта Гибралтара. При взлете или приземлении самолета дорога перекрывается, что вызывает пробки с двух сторон. С некоторых пор бывший военный аэропорт стал осуществлять гражданские рейсы, и нагрузка на ВПП выросла.
Широченные магистрали эфиопской столицы не имеют светофоров и разметки, а правила приоритета на них соблюдаются весьма условно. На площади Мескель встречаются перпендикулярные потоки транспорта, который в некоторых направлениях идет сразу по семи полосам, пешеходы движутся в произвольных направлениях, а велосипедисты вообще могут пересекать перекресток по диагонали. Отсутствие аварий и пробок можно объяснить лишь сравнительно небольшим трафиком.