Навигатор в нашем универсале Skoda Superb постоянно перестраивает маршрут, заставляя водителя сильно нервничать. Заблудиться на узких улочках Праги даже с продвинутой мультимедийной системой топового универсала очень просто. Я же все это время рассматривал автопарк столицы Чехии. Разумеется, здесь почти все машины — «Шкоды»: Citigo, Kodiaq, Superb, Karoq (его, кстати, скоро будут собирать в России) и, конечно, Fabia.
Именно ради последней мы и отправились в район Праги с необычным названием Бубенеч. В здании бывшего завода состоялась премьера новой Fabia R5 — гоночного хэтчбека за 180 тыс. евро.
Вернее, 14 млн руб. по текущему курсу стоил дорестайлинговый хэтч, а на новый цены пока не объявили. Кстати, ралли-кар доступен в свободной продаже, и его может купить любой желающий. Ездить по дорогам общего пользования на нем, конечно, нельзя, а вот поучаствовать во множестве ралли-серий, которые проходят по всему миру, — вполне. Всего с момента премьеры Fabia R5 в 2015 г. в мире было продано 245 таких автомобилей. Причем в 2018 г. чехи поставили рекорд, передав клиентам 83 ралли-кара.
Чехи в 2018 г. выиграли чемпионат мира по классическому ралли в классе WRC 2. Победителем досрочно стал экипаж в составе пилота Яна Копецки и штурмана Павла Дреслера, который выступал на Skoda Fabia R5. В честь этого достижения Skoda подготовила особую «золотую» версию хэтчбека. Выглядит чемпионский автомобиль очень эффектно, но участвовать в гонках он, конечно, не будет.
Skoda Fabia R5 пилотируют спортсмены из разных стран мира во множестве серий. Среди них, кстати, есть и наши соотечественники. Так, в чемпионате по ралли FIA ERC в категории Under 28 (пилоты моложе 28 лет) победителем стал российский̆ экипаж Николай Грязин / Ярослав Федоров.
Рестайлинговая Fabia R5 получила изменения в стиле гражданской версии хэтчбека, которую представили в марте на автосалоне в Женеве. Обновленный автомобиль отличается новой светодиодной оптикой, рельефным капотом и особым обвесом кузова со специальными защитными накладками.
Fabia R5 комплектуется 1,6-литровым бензиновым мотором (280 л. с.), произведенным в Китае. Гоночный двигатель оснащен модифицированным турбонагнетателем от Audi S3 и полностью переработанной системой изменения фаз газораспределения.
Полноприводная модификация хэтчбека оборудована пятиступенчатой секвентальной коробкой передач и подвеской типа «МакФерсон». Вес автомобиля составляет не менее 1230 кг, что обусловлено регламентом. Кстати, чемпионат WRC 2 гонщики Skoda начнут за рулем дорестайлингового ралли-кара, представленного еще в 2015 году. Пересесть на обновленную Fabia R5 чехи планируют к середине 2019 года. До этого автомобилю еще необходимо получить одобрение Международной автомобильной федерации (FIA).
По дорогам общего пользования ралли-карам ездить нельзя, поэтому для доставки автомобилей на соревнования Skoda использует грузовики Scania с прицепами. Fabia R5 при своей длине в 3994 мм как раз помещается в большегруз.
Для перевозки деталей, специального оборудования и самих ралли-каров чехи используют сразу три грузовика Scania. Для персонала, техников и самих гонщиков на каждую гонку подготавливают три фургона Volkswagen Crafter и два минивэна VW Caravelle. Во время ралли команда работает в собственноручно возведенном сервис-парке площадью около 270 квадратных метров. Под специальными тентами одновременно могут обсуживать сразу три раллийные Skoda Fabia.
Сборка раллийных хэтчбеков Fabia теперь будет вестись в отдельном комплексе, куда полностью переехало подразделение Skoda Motorsport. Тут же теперь располагаются инженерные, производственные, логистические отделы, а также мастерская. Отдельное место в инженерном цеху отведено искореженной двери Skoda Fabia, которая пострадала в одном из заездов.