Российских автомобилистов хотят лишить возможности оплачивать штрафы ГИБДД со скидкой 50%, которой они пользуются уже два года. С такой инициативой выступил глава Татарстана Рустам Минниханов, который пожаловался на неполученные в 2017 г. 3 млрд руб. — эти деньги выпали из бюджета. На совместном заседании кабинета министров Татарстана и коллегии МВД по Татарстану он назвал введение скидки популистским шагом.
«Если водитель совершил нарушение, какая может быть скидка? Никакой собираемости и улучшений мы не видим. В этом ничего хорошего нет. Эти три миллиарда могли бы пойти на решение многих задач. Нарушил — значит, он должен заплатить штраф», — цитирует Минниханова KanazFirst.
Минниханов потребовал от республиканского парламента выйти с инициативой об отмене действующей с начала 2016 г. скидки в правительство России и донести идею до вице-премьера Максима Акимова. Юридически обосновать предложение должен прокурор Татарстана Илдус Нафиков..
Начальник управления ГИБДД по Татарстану Ленар Габдурахманов в свою очередь подтвердил, что ведомство выступит с соответствующей законодательной инициативой. «Это сделано для того, чтобы был принцип необратимости наказания. Это касается только тех, кто нарушает правила дорожного движения; тем, кто их не нарушает, абсолютно никакие штрафы и меры принуждения не страшны. Надо соблюдать ПДД, тогда никаких проблем не будет», — отметил Габдурахманов.
Автором закона является депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, который крайне негативно отреагировал на прозвучавшую в Татарстане инициативу по отмене штрафов.
«Он взял и просто умножил 50% на два. Действительно, зачем собирать 50%, если можно собрать все 100%? Правда, Минниханов не подумал про потери бюджета в случае обжалования штрафов в ГАИ и судах, — написал Лысаков в своем Facebook. — Про то, что судебные приставы будут вынуждены тратить время, силы и деньги на взыскания штрафных денег, поскольку многие из тех, кто сейчас платит штрафы досрочно, просто перестанут их платить. И страшно подумать, что будет с Федеральной службой судебных приставов, если все автовладельцы перестанут в знак протеста оплачивать свои штрафы добровольно. ФССП просто рухнет. И в любом случае собираемость штрафов упадет».
Прозвучавшие предложения депутат назвал политической провокацией.
«Я уже ожидаю и идею отмены еще одного закона — о возможной суммарной погрешности измерений, который в народе называют «отмена нулевого промилле», — возмутился Лысаков.
В свою очередь Юрист Сергей Смирнов в беседе с Autonews.ru заявил, что скидочная система была запущена, чтобы хоть каким-то образом поднять собираемость штрафов. «Отчасти это удалось, но тем, кто принципиально не оплачивает штрафы ГИБДД, все равно, есть скидка или нет. Поэтому, на мой взгляд, эту систему стоит отменить и просто заставить приставов лучше работать».
Норма о 50-процентной скидке при уплате административного штрафа ГИБДД появилась в российском законодательстве в январе 2016 года. Это правило действует, если уплата штрафа производится в течение 20 дней со дня вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. Норма не распространяется на штрафы, выписанные за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения, и за отказ от медосвидетельствования. Согласно КоАП, допустившим такое нарушение автомобилистам придется заплатить 30 тыс. рублей.
В Госавтоинспекции со вступлением нормы в силу заявили, что нововведение будет стимулировать граждан не затягивать с уплатой наложенных на них штрафов и, таким образом, повысит количество штрафов, уплачиваемых правонарушителями добровольно. Что, в свою очередь, позволит сконцентрировать усилия государства на борьбе с действительно злостными неплательщиками штрафов.
С введением 50-процентной скидки при быстрой уплате штрафов стала особенно актуальной подписка на уведомления о новых штрафах, которая реализована на Едином портале государственных услуг. Такая подписка позволяет оперативно получать информацию о вынесенных постановлениях за правонарушения в области дорожного движения и оплачивать новые штрафы, не дожидаясь поступления заказного письма с копией постановления по почте.
По статистике судебных приставов, автомобилисты действительно традиционно считаются самой большой группой должников. К примеру, по данным пресс-службы ФССП России, по итогам 2017 г. на долю неплательщиков административных штрафов Госавтоинспекции пришлось 39,4% от общего числа исполнительных производств — 34 млн постановлений на общую сумму 28 млрд рублей. В 2016 г. водители попытались проигнорировать 30,2 млн постановлений на сумму 27,1 млрд руб. Однако серьезное количество штрафов приходится на категорию водителей, которые не могут рассчитывать на скидку из-за тяжести нарушения. Так, в 2017 г. приставам пришлось разбираться с 539,2 тыс. административных штрафов за вождение в нетрезвом виде, а в 2016-м — с 581,8 тыс. постановлений.