На основных федеральных трассах России планируют ввести платные выделенные полосы. В том числе брать деньги за проезд могут на Московской кольцевой (МКАД). Возможность введения таких полос активно прорабатывает Росавтодор. Как выяснил Autonews.ru, соответствующее исследование госкомпания заказала у Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (ООО «НИПИ ТРТИ») из Санкт-Петербурга.
Следить за оплатой проезда власти хотят с помощью камер фотовидеофиксации. Кроме того, будет разработана схема заезда на платные полосы, а за проезд по ним без оплаты будут штрафовать. Все это следует из анализа конкурсной документации (есть в распоряжении редакции).
НИПИ ТРТИ получил этот заказ, выиграв тендер под названием «Оказание консультационных услуг по обоснованию и подготовке к реализации проекта организации выделенных полос движения на федеральных автомобильных дорогах России» — это произошло еще в конце 2018 года. Свои заявки на участие в тендере подавали, в частности, Высшая школа экономики (ВШЭ) и ООО «Трамос». Но именно предложение специалистов из Санкт-Петербурга стоимостью 57,760 млн руб. оказалось наиболее конкурентоспособным.
Власти рассматривают несколько вариантов введения платных выделенок. Согласно одному из них на специальных полосах могут устанавливать плату в зависимости от времени суток, а также типа транспортного средства либо применять динамические тарифы. Стоимость проезда также может зависеть от количества пассажиров внутри автомобиля — такой вариант тоже оценивают.
В первую очередь скоростные выделенки могут появиться на подъездах к крупным городам и аэропортам. Основная задача таких полос согласно документации — обеспечить скоростной проезд и увеличить пропускную способность загруженных автомагистралей в часы пик, снизив при этом число ДТП.
Самый сложный технический вопрос, который предстоит решить, заключается в разделении «платных» и «бесплатных» потоков. Для этого, в частности, хотят использовать не только разметку, но и барьерные ограждения и делиниаторы (небольшие пластмассовые бордюры).
Проект настолько глобальный и долгосрочный, что при создании платных выделенок будут учитывать возможность использования беспилотных или подключенных транспортных средств. В будущем Росавтодор планирует получить возможность интегрировать дороги с такими полосами в международные транспортные коридоры для организации движения беспилотных транспортных средств и транзитных транспортных колонн, а также автопоездов.
Результаты исследования Росавтодору предоставят к концу февраля 2019 года. Причем институт должен будет назвать как минимум 10 мест, где можно создать платные выделенные полосы. В ходе подготовки отчета НИПИ ТРТИ должен проанализировать и зарубежный опыт реализации подобных проектов: в США, Канаде, Индонезии, Китае, Новой Зеландии, Австралии, Израиле и в странах Европы.
Росавтодор интересует возможность привлечения в проект частных инвестиций на основе создания государственно-частных партнерств. По такому принципу компания «Автодор» реализовала создание альтернативных платных трасс — например, М-11. Смысл подобного партнерства в том, что инвестор получает право получать доход от использования проекта на определенный срок, позволяющий окупить вложенные средства. После этого объект переходит государству.
В ООО «НИПИ ТРТИ» в беседе с корреспондентом Autonews.ru сообщили, что действительно работают над таким исследованием. Представитель института подтвердил, что результаты передадут заказчику в конце февраля. Однако раскрывать другие подробности собеседник отказался, объяснив, что условия контракта обязуют стороны соблюдать конфиденциальность.
Представитель Росавтодора, в свою очередь, в комментарии на запрос редакции отметил, что в настоящее время каких-либо конкретных проектов по строительству выделенных платных полос на федеральных трассах Росавтодор не проводит. При этом в федеральном дорожном агентстве допустили, что строительство выделенок — это одна из возможных мер для увеличения пропускной способности федеральных трасс.
«Перспективное развитие сети федеральных автодорог предполагает в первую очередь строительство обходов городов и расшивку «узких мест», в том числе в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), — уточнили в пресс-службе. — Эти меры направлены на значительное увеличение пропускной способности основных трасс страны. Потенциально одним из таких мероприятий может стать и строительство выделенных полос. Однако обсуждать детали преждевременно, поскольку на данный момент проектов, включающих подобное строительство, пока нет».
Ранее замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов рассказывал, что платные выделенные полосы для быстрого передвижения могут появиться на МКАД (является федеральной трассой) или Третьем транспортном кольце. По его словам, Росавтодор заказал исследование Институту экономики транспорта Высшей школы экономики, которое должно быть готово в 2019 г., после чего его результаты будут представлены департаменту транспорта Москвы.
Однако в ВШЭ Autonews.ru заявили, что не работают над таким исследованием, поскольку не смогли выиграть тендер. В департаменте транспорта столицы, в свою очередь, заявили, что не комментируют эту тему и посоветовали обращаться в Росавтодор. В ведомстве в ответ на запрос редакции заявили, что «реализацией любых автодорожных проектов в рамках МКАД и ТТК могут заниматься органы исполнительной власти города Москвы».
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин в беседе с Autonews.ru возможное введение платных выделенных полос назвал хорошей идеей. По его словам, выделенки пригодились бы на тех участках, где нет возможности построить альтернативные платные скоростные трассы.
«В США и Канаде есть, например, полосы, которые называются «2+» или «3+». Они предназначены для автомобилей, где находится 2-3 пассажира, и работают не по принципу платности, а по принципу наполняемости салона – карпулинга. Выделение полос по платному признаку также обсуждалось в международном сообществе. Но большинство пришло к выводу, что игра не стоит свеч. Непросто найти и многополосные дороги, на которых минимум по три полосы движения в разные стороны. Все они сосредоточены в основном в районе Москвы и Санкт-Петербурга», - объяснил Блинкин.
По его мнению, основной ареал использования таких полос – это как раз подъезды к аэропортам. Эксперт также отметил, что не всегда можно построить платные объезды, и такие выделенки могли бы помочь.