«Предпочитаю работать по принципу «попутности»: иду по улице, один попался, другой. Шлепнул, и пошел дальше. Если есть 5–10 свободных минут, можно принять 4–5 машин. В отличие от некоторых товарищей, не преследую цель выжечь всех нарушителей огненной метлой на всей улице. У меня семья, дети, поэтому есть чем заняться».
«За каждый качественный материал, который привел к штрафу, мы получаем вознаграждения. Расчет баллов по отношению к рублю зависит от вида услуги: получается примерно 1 балл к 2 рублям. К примеру, сходить на каток в парк Горького стоит 1–1,5 тыс. баллов, местные районные катки стоят дешевле. Недавно были хорошие билеты в «Мастерскую Петра Фоменко» за 10 тыс. баллов, а в кассе театра они стоили около 5 тыс. рублей.
Можно выводить деньги на парковочный счет или на транспортную карту «Тройка» — тогда расчет будет шесть баллов за рубль. Заработать их совсем несложно. Так, в хорошем месте, например, где остановка запрещена, за 15 минут можно «настрелять» до 15 нарушений. За каждого нарушителя получаешь по 200 баллов — разве плохо?
Некоторые ребята долбят в неделю сотни материалов. Сейчас самое большое достижение — около 300 фиксаций за неделю. Главное, чтобы качество картинки не страдало. Ведь далеко не все эти материалы в итоге заканчиваются штрафами. Например, в ГИБДД очень часто любят сливать такое очевидное нарушение, как парковка на тротуаре.
Хорошо идет парковка на газонах, быстро и положительно рассматривают парковку рядом с пешеходными переходами. Эффективнее всего работают знаки 3.27 («Стоянка запрещена») — лично для меня это самое важное, потому что такие водители тормозят мои автобусы. Сейчас еще появился штраф за остановку на остановке общественного транспорта. Но фиксировать это не так просто: надо выждать минуту, чтобы показать, что человек не за пять секунд высадил пассажиров и уехал, а именно долго кого-то ждал».
«Чтобы снять качественный материал, приходится стоять перед машиной секунд 30, не меньше. Конечно, водителям это не нравится, многие уже понимают, что происходит. Встречаются очень агрессивные товарищи — за то, что снимаешь, могут и толкнуть, и в глаз дать, и телефон разбить.
Те же таксисты бывают очень горячими, хотя сами устанавливают себе это приложение, чтобы наказывать недругов на своей территории. Со мной за все время такие конфликты случались пару раз, но я аккуратно уходил от них. Потому что никакие баллы не покроют нравственные и физические страдания, и синяки, которые можно получить.
Приходится придумывать свои хитрости: кто-то научился делать это максимально скрытно. Некоторые, кстати, говорили, что играют в игру для мобильных телефонов — ловят покемонов. Отсюда и пошло сленговое обозначение процесса — покемонить. Кстати, по этой же причине не работаю у собственного дома: вычислят на раз-два, потом придут разбираться. Маму с коляской, конечно, не побьют, но на себе проверять не хочется».
«Машины на аварийке будто говорят нам: «Иди сюда». Если автомобиль сломан, должен быть выставлен знак, а нам сразу видно, что человек сидит в машине и просто кого-то ждет. Конечно, бывают разные ситуации: как-то я начал фотографировать такого водителя, а потом к нему вышла бабушка и стала медленно залезать в машину — я не стал это фиксировать. Не фотографирую скорые: считаю, что у людей не бывает времени просто поесть и нельзя наказывать их, если врачи, к примеру, заехали куда-то за едой.
Но в целом к нарушителям у меня нет никакой жалости. Высадить пассажира на остановке можно, но только если перед ней не было запрещающего знака. Ведь если его установили, значит, он нужен. Бывают места, где автобусы приезжают один за другим. Машинам делать на этих остановках нечего. И то, что водителям негде остановиться, это их проблемы, а не пассажиров автобусов.
Фотографирую и автомобили с госномерами АМР и ЕКХ, но по ним в 99% случаев отказы. Фиксирую маршрутки, которые паркуются вторым рядом и блокируют движение, но система тоже очень часто их отклоняет».
«Часто на аварийках стоят около школ. Родители считают, что ребенка надо прямо в тапочках привезти в школу на машине и усадить за парту. Если разрешенного места для остановки нет, это не повод нарушать ПДД. Нужно писать в Центр организации дорожного движения, пусть сделают парковочный карман или зону в 30 метров. Как я понимаю, автомобилям нельзя парковаться и останавливаться у школ, в том числе и из-за антитеррористических установок — я сам не хочу, чтобы у школ мог стоять кто угодно.
Раздражает, что система работает неправильно. Если из одного и того же места постоянно приходит огромное количество штрафов, это повод для городских властей что-то поменять. Улучшить транспортную инфраструктуру, благоустроить территорию. Например, на одном из газонов в районе Коптево постоянно паркуются. Мы сами писали обращения в управу: огородите этот газон, поставьте бордюр, чтобы люди понимали, что заезжать туда нельзя. Пришел отказ: «По нормам не положено».
Или станция «Ботнический сад» Московского центрального кольца — таксисты, чтобы подъехать туда, заранее поднимают крышки багажников. Это уже езда без госномеров. Мы написали в ГИБДД, за что нам сказали «спасибо», но ничего не изменилось. А места там правда нет — нужно сделать возможность для посадки-высадки. Парковка, которая там есть, всегда занята. Штрафы приходят, но ничего не меняется. Получается, что наша помощь не нужна».
«Есть люди, готовые тратить на это несколько часов в день. Особенно когда была возможность монетизировать баллы, но она быстро исчезла. Но сами баллы нужны — если в федеральном приложении поощрений не будет, то пользоваться им будут только эпизодично. И очень важно, как будут обрабатывать материалы: получив 15–20% отклонений, люди могут просто разочароваться в работе такого приложения».
«В системе очень много отклонений. Иногда инспекторы смотрят сквозь пальцы, иногда ситуация кажется спорной, но когда машина стоит на желтой полосе и заехала на плитку для слепых пешеходов — в чем тут могут быть сомнения?»
Общество к нам относится не очень хорошо. Нас называют по-разному: и стукачами, и Павликами Морозовыми. Тебе может хорошо прилететь в лицо просто за то, что ты выражаешь свою гражданскую позицию и стараешься, чтобы и пробок стало меньше, и пешеходам было удобнее, и газоны были зеленые, а не превращались в грязное месиво.
Есть люди, которые работают, не щадя живота: покупают перчатки и салфетки, чтобы протирать грязные номера и фотографировать их. Некоторые прямо в костюмах спускаются в обед из офисных центров и снимают тех, кто паркуется внизу вторым рядом. Иначе вечером они просто не смогут уехать. Это не злость и не месть — это просто инструмент, который дают обществу на решение конкретных проблем. Когда ты видишь, что перед пешеходными переходами больше не стоят машины и дети могут спокойно выходить на дорогу, чувствуешь себя лучше».
«Хочется избегать перегибов. Есть неоднозначные ситуации, когда надо высадить людей у больниц, есть разгрузка товаров на узких улочках в центре. При этом есть наглые люди, которые ставят себе машины чуть ли не в подъезд, есть те, которые паркуются на газонах, — в 99% случаев понятно, что это именно газон. Прилетит первый штраф, второй, и это прекратится.
Если в будущем получится фиксировать нарушения в движении, например езду по обочине, это будет очень правильно. И я не думаю, что приложением начнут пользоваться, чтобы досадить врагам: это слишком трудозатратно, есть способы куда проще и эффективнее. Что касается бонусов, то если бы они были, приложение было бы более популярным. Но я уверен, что делается это все не ради вознаграждений. И люди, которые занимаются этим сейчас, даже при отмене бонусов не прекратят штрафовать нарушителей».