Судя по картинке системы навигации, наш Jeep утонул — вокруг сплошь вода. По факту под колесами льдина толщиной в метр. А земля отсюда на расстоянии примерно в километр-полтора. Но это... вниз! И там на дне действительно лежат десятки утонувших машин. Ступаешь ватными ногами около острова Ольхон и с опозданием понимаешь, что за завтраком нужно было пить не чай, а валерьянку.
Байкал — самое древнее и глубокое озеро на планете, содержит пятую часть всей пресной воды мира. Trackhawk — один из самых мощных и быстрых современных внедорожников. Бензиновый мотор V8 6.2 развивает 707 л. с., позволяет набрать 0–100 км/ч за 3,5 секунды и выдать максимальные 290 км/ч. На рекордный водоем Jeep выехал ради своего рекорда — будет развивать и ускоряться.
Происходит следующее: автопутешественник Андрей Леонтьев проводит на льду Байкала «Дни скорости». Он собирает команду помощников, связывается с Российской автомобильной федерацией, убеждает спонсоров, а затем совершает попытки установить рекорд автомобильной скорости на льду и подает все так, словно Байкал — наш российский Бонневиль.
При этом команда старается исполнить то, чего раньше рекордсмены не делали. Для понимания: если попятиться по Байкалу от Ольхона до края озера в темпе пешехода, это ведь тоже будет некий рекорд, и так раньше тоже не делали. И если просто оставить Jeep на льду возле острова, скажем, на месяц — тоже.
Сейчас задуман рекорд максимальной скорости для стандартного SUV с наддувным мотором объемом более шести литров на дистанции в километр с хода. По сценарию машина пролетает мерный километр, потом еще раз в обратную сторону, а замеры судейской аппаратуры показывают среднюю величину. Кроме попадания результата в списки РАФ достижение, по идее, может попасть и в Книгу рекордов России.
Итак, есть могучий Trackhawk, привезены бочки с несколькими сотнями литров бензина, а по льду проложена трасса в дюжину километров и примерно посередине размечен вешками участок для замеров. Все готово. День первый: идут тренировки.
В этой истории нас больше интересует автомобиль. Среди версий Grand Cherokee есть более чем достаточная по крутизне SRT с бензиновым V6 6.4 (468 л. с.), которая набирает 0–100 км/ч за пять секунд и разгоняется до 257 км/ч. Явление Trackhawk уже на грани здравого смысла. Почему предельный внедорожник нужен фирме, понятно: потому что так раньше в классе еще не делали. Другой вопрос — зачем покупать бешеный Jeep, который дороже SRT на четыре миллиона рублей, итого стоит почти десять?
Trackhawk одновременно практичный и удобный универсал, чумовая эксклюзивная игрушка, производная от американской культуры хот-родов, а в целом — манифест инженерного максимума и громкая победа в автомобильной гонке вооружений. Кстати, громкая буквально — слышали бы вы гарканье выхлопной системы.
Когда-то по Америке колесили караваны фургонов-павильонов, знакомили обывателей с новинками прогресса. Вот и перед вами Jeep как выставка технических достижений. Мотор с компрессорным нагнетателем. АКП с восемью ступенями, которая держит момент под 900 ньютон-метров. Усиленные тормоза Brembo с увеличенными дисками. Момент по осям распределяет продвинутая система Quadra-trac: по умолчанию 40:60 с акцентом на задние колеса, в трековом режиме — 30:70, в зимнем — 50:50. Представьте, сколько возились с доводкой техники, чтобы экстрим работал, а вдобавок не конфликтовал с комфортом и не особенно ухудшал проходимость.
Работу силового агрегата, рулевого, амортизаторов с электронным управлением и страховочной электроники можно менять. На тренировках Леонтьев ездит туда-сюда, подбирая оптимальную комбинацию: чтобы во время рекордного заезда Jeep не плясал на ледяных бугорках, был понятен по рулю и не срывался при переключениях.
Меню содержит «гоночный» раздел, где можно найти графики ускорений, счетчик прохождения круга или данные о длине тормозного пути. В этом уже что-то от игры Need for Speed. И по сути столь же игрушечное. Разгоняясь до пиковой скорости, гонщик и на приборы-то не смотрит.
На асфальтовых дорогах, где мы ранее водили Trackhawk с летними шинами Pirelli P Zero, он произвел яркое впечатление. Старт в режиме Launch: нажимаешь педали газа и тормоза, бросаешь тормозную, вопль двигателя, визг буксующих шин, Jeep выстреливает, как из пращи, а коробка меняет передачи с резкостью каратистки. На ходу отдача всегда с ощутимым запасом. В поворотах Trackhawk постоянно напоминает, что изначально он все же крупный и увесистый внедорожник, а вот на прямых хорош почти безоговорочно.
Но лед — другое дело. На Байкале автомобиль обут в шины Michelin X-Ice North 4, особо цепкие — с тремя сотнями шипов на каждой. Рекордный заезд проводят ранним утром, пока под лучами солнца еще не образовалась водяная пленка. И все равно внедорожнику очень скользко. Тактика при разгоне щадящая с ранними переключениями вручную вверх уже на 2000 об/мин, чтобы поскорее без рывков перебраться по ступеням, а там мотор вытащит.
Перед стартом нехитрый ритуал: команде вручают лицензию на трассу, гонщику измеряют давление. Быстрая техническая инспекция. Проверяют, например, хорошо ли закреплен аккумулятор. Поскольку по условиям автомобиль штатный, даже аптечку и щетку для снега на наших глазах вынимают из багажника. Бензина меньше четверти бака, наполнять правила не требуют, и пусть на несколько килограммов, но внедорожнику все же легче.
И вот над озером разносится звук, словно приземляется самолет. Вдалеке яростной точкой ускоряется Trackhawk, ураганом проносится мимо вешек. Объектив фотокамеры фиксирует отрыв всех колес, то есть местами Jeep натурально летит надо льдом. Максимум средней скорости по замерам превысил 257 км/ч. Команду поздравлять рано, попытка — еще не факт рекорда, официальное достижение будет признано позже.
Grand Cherokee Trackhawk способен оставаться предельным и на льду. Томить аппарат с таким потенциалом в городах смысла никакого. Если очень хочется спортивной атрибутики, так и у версии SRT есть схожий обвес, большущие колеса и суппорты яркого цвета, особые кресла и руль. Поэтому на российском рынке макси-флагман, очевидно, останется редчайшим уникумом.
По местным верованиям боги якобы не засчитывают гостям Байкала время у озера — добавляют ко времени жизни. А самих байкальцев больше волнует перспектива превращения окрестностей озера в заповедник, после чего с коренных жителей могут начать брать плату за аренду земли, а натуральное хозяйство на берегах — запретить. Возможно, Trackhawk поставил еще один рекорд и оказался последним в своем роде автомобилем, которому удалось так мощно выступить на этом свободном пока что льду.