branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

«Они сидят лицом в телефоне». Байкеры жалуются на автомобилистов

Мотоциклисты готовятся открыть сезон уже в мае. Многие автомобилисты успели за зиму отвыкнуть от скоростных участников движения. Как избежать аварий с байкерами, рассказали эксперты
Фото: Elena Dunn / Global Look Press
Фото: Elena Dunn / Global Look Press

Столичные власти объявили о скором открытии мотосезона в Москве — 4 мая состоится мотопарад. Колонна начнет движение от проспекта Академика Сахарова и проедет по Садовому кольцу. Ожидается, что в заезде примут участие более шести тысяч байкеров.

Впрочем, мотоциклисты по всей России уже готовы к новому сезону. Напоминаем автомобилистам, как избежать аварий с новыми участниками дорожного движения.

Смотреть в салонное зеркало заднего вида

Пользоваться зеркалами заднего вида с возвращением мотоциклистов на дороги придется активнее. Причем, как рассказывают эксперты, даже в этом простом процессе есть свои особенности.

«Если зимой водитель смотрит преимущественно в боковые зеркала, то весной нужно чаще поглядывать именно в салонное зеркало заднего вида, — рассказал Autonews.ru замгендиректора «Русского АвтоМотоКлуба» (РАМК) Андрей Барсуков. — В поле охвата боковых зеркал мотоциклисты попадают гораздо позже. Зимой автомобилисты вообще почти не смотрят в зеркала, если не планируют перестроение, фокусируясь на том, что происходит впереди. До зеркал дело доходит при попадании в пробку либо при резком вынужденном торможении. Весной самое время начать обращать внимание на зеркала не только предваряя маневры. Увидев мотоциклиста в салонном зеркале, стоит продолжать движение без каких-либо резких маневров».

Фото: Sergey Kovalev / Global Look Press
Фото: Sergey Kovalev / Global Look Press

Не забывать про поворотники

Напоминание про поворотники полезно всем участникам движения, но для байкеров этот сигнал — один из самых важных на дороге. «При любом перестроении нужно включать поворотники, — объясняет Барсуков. — Мотоциклисты чутко следят за сигналами автомобилей и моментально реагируют, в то время как автомобилисту требуется гораздо больше времени, чтобы отследить движение мотоцикла и правильно отреагировать».

Не открывать резко двери

Стоя на светофоре, высаживая пассажиров и тем более находясь в движении, нельзя приоткрывать двери, не убедившись в отсутствии мотоцикла рядом. Именно такие случаи часто становятся причиной хоть и незначительных, но травм. О некоторых примерах Autonews.ru рассказали участники группы «Настоящий мотоциклист».

«Это улицы, а не трек». За что водители не любят мотоциклистов Статьи 27 апреля 2017 «Это улицы, а не трек». За что водители не любят мотоциклистов
«Езда без поворотников для них норма». Почему байкеры не любят водителей Статьи 13 апреля 2017 «Езда без поворотников для них норма». Почему байкеры не любят водителей

«Была пару раз проблема: у водителей не работал стеклоподъемник, и они не глядя открывали дверь, чтобы выбросить сигарету из окна. Итог — мотоцикл в салоне», — поделился пользователь.

«Также нужно быть внимательнее при необходимости съехать на обочину. Скорость мотоциклистов выше, и обочиной для езды в пробке они не пренебрегают: не посмотрев в зеркало заднего вида, можно спровоцировать ДТП. А еще не забывайте о необходимости пропускать помеху справа», — добавил представитель РАМК.

Отказаться от соцсетей и мессенджеров

Мотоциклисты жалуются, что постоянно сидящие в соцсетях во время движения автомобилисты стали привычным делом в пробках. «Раньше опасность в основном исходила от таксистов — они могли ехать медленно в среднем ряду и смотреть в телефон, пытаясь понять, как пролегает их маршрут, — рассказал участник группы «Настоящий мотоциклист». — Теперь же в любой пробке водители утыкаются в телефоны. Вечером на Кутузовском проспекте в Москве 90% сидят лицом в телефоне. А неожиданное появление мотоцикла для таких водителей становится шоком, некоторые зачем-то начинают совершать ненужные маневры. Но для мотоциклистов в первую очередь важна возможность прогнозировать ситуацию. Поэтому не надо совершать никаких резких движений».

Фото: Jochen Tack / imageBROKER.com / Global Look Press
Фото: Jochen Tack / imageBROKER.com / Global Look Press

Помнить, что мотоцикл быстрее

Эксперты предупреждают: с началом летнего сезона нужно быть готовым к появлению и любителей быстрой езды. Причем мотоциклисты, в силу высокой маневренности, могут даже с соблюдением скоростных ограничений двигаться гораздо быстрее потока. Поэтому даже такие привычные маневры, как перестроения, нужно совершать более внимательно.

«Бывает, что водители начинают плавно выезжать в левую полосу магистрали прямо перед тобой или резко высовываются из ряда в пробке, чтобы посмотреть, насколько растянулся затор, — мотоциклист за доли секунд может оказаться в боку вашего автомобиля, если вы не удостоверились в безопасности маневра», — написал один из байкеров.

Междурядье и езда по выделенкам: чего нельзя делать мотоциклистам

Вечным спором между автомобилистами и мотоциклистами остается езда в междурядье. Согласно ПДД, движение транспортных средств по дорогам должно осуществляться строго по обозначенным полосам, без нарушения разметки. В целом получается, что мотоциклист может ехать рядом с автомобилем в одной полосе — но зачастую ширины полосы для этого недостаточно, или же мотоциклисты опасаются подъезжать к машинам слишком близко и поэтому двигаются между рядами по разметке. Отсюда, как обратила внимание президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталье Агре, и возникают аварийные ситуации.

Фото: Jochen Eckel / picture alliance / Global Look Press
Фото: Jochen Eckel / picture alliance / Global Look Press

«Проблема с ездой по междурядью стоит очень остро, особенно учитывая, что наши автомобилисты любят посидеть в телефонах за рулем, — сказала Агре. — Одно неосторожное виляние автомобилем, и можешь сразу получить труп. Я считаю, что езду по междурядью можно было бы разрешить при определенном скоростном ограничении. Например, можно разрешить мотоциклистам лавировать в пробках, так для них было бы даже безопаснее двигаться. Сейчас получается, что мотоциклисты ездят хаотично, могут неожиданно появиться и слева, и справа. Чтобы сделать движение мотоциклистов более организованным, я бы вернулась к вопросу о езде по выделенным полосам».

Вопрос о допуске мотоциклистов на выделенки для общественного транспорта за последние годы поднимался несколько раз. Однако в 2017 г. споры окончательно прекратил глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов. Он рассказал, что результаты проведенного эксперимента показали, что такое решение нецелесообразно, так как автобусы и такси, перестраиваясь, выезжая из карманов на остановках, создают проблемы для движения. Представители мотосообщества такое решение раскритиковали и назвали его нелогичным, поскольку в 2015 г. в ПДД вступили в силу изменения, которые разрешили ездить по выделенным полосам велосипедистам и водителям мопедов с объем двигателя не более 50 кубических сантиметров.

Фото: imagebroker / eyb / Global Look Press
Фото: imagebroker / eyb / Global Look Press

Гибнут мужчины возрастом до 38 лет

С января по декабрь 2018 года в России зафиксировано 168 099 ДТП (на 0,8% меньше, чем за аналогичный период 2017 года). Из них 4,5 тыс. — с участием мотоциклистов (+5,1%). По данным Госавтоинспекции, мотоциклы есть примерно у 3% россиян, причем половина байкеров никогда не попадали в аварии. Более чем у 80% байкеров водительский стаж превышает пять лет. Больше всего опытных мотоциклистов — в Москве.

По данным ведомства, абсолютное большинство байкеров, которые погибают в ДТП, — мужчины (99%) в возрасте 22–38 лет (60%). Чаще всего смертельные ДТП происходят в теплое время года. Рост смертности мотоциклистов на дорогах, по статистике, начинается уже в апреле, а снижается лишь к ноябрю. Самыми опасными днями для мотоциклистов считаются выходные — тогда происходит больше всего аварий.