Российское подразделение Ford, выводящее из России всю свою легковую линейку моделей, предложило выплатить до 12 ежемесячных окладов сотрудникам в случае, если они согласятся уволиться добровольно. Эту информацию Autonews.ru сообщили в территориальной организации Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) и подтвердили в пресс-службе марки.
Согласно документам, которые раздали рабочим (имеется в распоряжении редакции), тем, кто проработал на заводах Ford менее пяти лет, гарантируют выплатить 5,5 оклада, работником со стажем 5–6 лет предлагают 6,5 оклада, 6–7 лет — 7 окладов, 7–8 лет — 8 окладов, 8–9 лет — 9 окладов, 9–10 лет — 10 окладов, 10–15 лет — 11 окладов, а 15 лет и более — 12 окладов. В МПРА уточнили, что пока рассматривают поступивший вариант завершения трудовых отношений — определиться нужно до 22 апреля.
Решение работникам нужно будет принять оперативно: производство легковых автомобилей остановят к концу июля 2019 г. с последовательным закрытием двух автомобильных заводов Ford Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завода двигателей в ОЭЗ «Алабуга» в Елабуге. При этом названные условия оказались более выгодными по сравнению с теми, что предлагал Ford своим сотрудникам во время массовых сокращений во Всеволжске в 2014-м — тогда персонал соглашался уйти, забрав 4-5 окладов. На таких условиях уволилось около 700 человек.
Ранее руководство Ленобласти пообещало помочь сотрудникам завода во Всеволожске. Что касается предприятия в Татарстане, то в КамАЗе рассказали, что готовы трудоустроить квалифицированных работников Ford Sollers, увольняемых с производственных площадок в Набережных Челнах и Елабуге.
Мы пообщались с представителями профсоюзных организаций и выяснили, чего хотят сами работники заводов Ford и почему их не устраивает компенсация, которую предлагают.
«Мы просили, чтобы нам заплатили 24 оклада, а медстраховка действовала до конца текущего года. При этом наш оклад отличается от реальных зарплат. Я работаю здесь сварщиком, стаж у меня 16 лет — у людей такого уровня средний оклад 55 тыс. рублей. Но мы работаем по четыре дня последние года три. Кроме того, бывают простои до месяца. Поэтому на руки мы все получаем заметно меньше.
Сейчас в день мы собираем 95 автомобилей. Выпускаем Mondeo, правда, очень мало, в основном идет Ford Focus. А после увольнения мне будет очень трудно найти новое место работы. Если фордовец устраивается на новое место, то сравнивает с тем, что было. Компания предлагала лучшие условия работы по сравнению со всеми заводами в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.
Корейцы нас на работу брать не хотят, особенно тех, кто состоит в профсоюзах. Предприятия, которые производят автокомпоненты, в основном работают на Ford — их тоже начнут сокращать. Тот же «Гестамп-Северсталь-Калуга» — сейчас заказы кончатся, и все. Поэтому надеемся, что завод кто-нибудь купит, а людей просто заберет с собой. Нас тут и корейцы, говорят, хотят купить, и китайцы. Нам в целом все равно, кто — было бы хорошее руководство.
Несколько лет назад люди боялись сокращений — все решили забрать свои 4-5 окладов, получить хоть что-то. Да и с работой была получше ситуация. Сейчас же власти говорят нам, что работа есть. А выходишь на биржу труда и видишь, что нужны только водители, слесари и токари. У нас и людей нет с такими профессиями. Значит, надо переучиваться ради зарплаты 30 тыс. рублей. А все хорошие предприятия уже укомплектованы — Nokian Tires, Ariston — люди там не нужны. Поэтому мы будем бороться.
У Ford есть план производства до лета, соответственно, работники компании еще нужны. Мы уже поставили в известность о наших требованиях глобальный производственный совет Ford в Европе. Если договориться не получится, мы можем, например, пойти итальянским путем — это приведет практически к остановке конвейера. А если мы приступим к массовым акциям, пикетам, это отразится на репутации компании. Ford этого не нужно, тем более что из России они до конца не уходят, оставляя производство коммерческой модели Transit».
«Нам объявили, что в период с 13 по 25 июня 868 сотрудников должны быть сокращены. В Ford надеются, что все пройдет в рамках программы добровольного увольнения, которую нам предложили. Параметры мы будем обсуждать в понедельник — каждый человек должен будет определиться для себя, готов согласиться или нет. Свои требования мы уже изложили ранее. Сразу скажу, что мы готовы бороться за наши требования. На переговорах мы прямо заявили, что мы не хуже румын и немцев — на заводах в этих странах сокращают 5 тыс. рабочих мест.
Там сам Ford предложил работникам старше 50 лет оформить возможность досрочного выхода на пенсию. У них пенсионерами становятся с 67 лет. Получается, на 17 лет раньше можно выйти на немецкую пенсию. Оклад — около 3 тыс. евро, и тем, кто моложе 30 лет, Ford предлагает заплатить 30 тыс. евро, а еще по окладу за каждый отработанный год. 12 лет отработал — получил по два годовых оклада. Мы ничем не хуже. Мы выпускали автомобили, которые были даже более качественными, чем в Европе. Постоянно участвовали в конкурсах Ford и всегда были на первом-втором местах. Мы работали по три смены без выходных, приносили сверхприбыль, а зарплату получали ниже. Выпускали классные и любимые в нашей стране модели. Это та компенсация, которая людям действительно нужна.
У нас не осталось тех, кто отработал менее 10 лет: все на заводе прошли через отборы и сокращения. Средний стаж работников во Всеволожске — около 15 лет. Им нужна подушка безопасности, чтобы адаптироваться к новой жизни. На заводе все в ипотеках, кредитах, декретах, с детьми, есть иждивенцы, 37 человек предпенсионного возраста, есть люди старше 50 лет.
Для сравнения: оклад вице-президента по кадрам в России — это три наших оклада. Сейчас мы просим то же самое, что предлагают немцам. Если они считают наши деньги, то им стоило бы уменьшить свои аппетиты. У нас на каждого работника сейчас приходится 0,7 руководителя. На заводе сейчас 974 человека, из них рабочих — только 580. Остальные имеют в должности слова «менеджер», «управляющий», «руководитель». Штат руководителей был набран на три смены — он так и остался, а рабочих мало. На станции должно работать четыре человека, а работают один-два, приходится бегать со станции на станцию целый день. На словах у нас хороший средний оклад — 72 тыс. рублей, а реально на руки люди получают около 40 тыс. рублей».