В Госдуме на общественных слушаниях Госавтоинспекция выдвинула ряд кардинальных предложений, которые могут изменить жизнь автомобилистов уже в ближайшее время. В ведомстве назвали любовь россиян к быстрой езде основной причиной автокатастроф и гибели людей на дорогах. Именно со скоростью в ГИБДД и будут бороться.
Предложения ГИБДД оценят представители депутатского корпуса, федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, а также специалисты дорожно-транспортной отрасли, общественные эксперты. Там сразу несколько сенсационных идей.
Первым делом в Госавтоинспекции намерены добиться значительного увеличения штрафов за превышение скорости на 20–40 км/ч. Согласно ч. 9. ст. 12 КоАП России, в настоящее время водителям за такое нарушение придется заплатить 500 руб. Однако, как сообщил на общественных слушаниях в Госдуме заместитель главы ГИБДД Олег Понарьин, в ведомстве предлагают повысить этот штраф до 3 тыс. рублей.
По оценке представителя ГИБДД, такая мера должна снизить количество ДТП, совершаемых из-за нарушения скоростного режима. Именно превышение скорости считается основным фактором, способствующим возникновению ДТП и гибели их участников. Кроме того, слишком быстрая езда — самое распространенное нарушение ПДД в России, уточнили в ведомстве.
В Госавтоинспекции также предложили отменить 50-процентную скидку на оплату всех повторных штрафов, пришедших за минимальное превышение скорости. Сейчас, согласно КоАП, абсолютно все штрафы за превышение скорости до 40 км/час можно оплатить с дисконтом в 20-дневный срок. Льгота перестает действовать, только если водитель повторно в течение года нарушил скоростной режим на 40 км/ч. Однако в ГИБДД считают, что такие поблажки только стимулируют систематически нарушающих правила дорожного движения автомобилистов продолжать игнорировать ПДД.
В ГИБДД также окончательно прояснили свою позицию по отмене существующего ненаказуемого порога превышения скорости в 20 км/ч. В ведомстве предложили штрафовать за езду быстрее установленного лимита на 10 км/ч и прописать в КоАП отдельную статью — превышение скорости на 10–20 км/ч. Однако вступление в силу этой нормы предлагается отложить минимум на два года. Это, как ранее говорил глава ГИБДД Михаил Черников, необходимо для организации масштабного мониторинга скоростных режимов и приведения обстановки дорог в соответствие реальным условиям.
«Чрезмерное и необоснованное увеличение либо уменьшение скоростных режимов, а также их частая смена приводит к росту числа ДТП и тяжести их последствий, — объяснил заместитель главы ГИБДД Олег Понарьин. — Это связано с тем, что в таких условиях водителю приходится постоянно отвлекаться от оценки дорожной обстановки на распознавание дорожных знаков, ограничивающих скорость, перегружая память избыточной информацией, что приводит к превышению утомляемости и потере внимания. Все это говорит о необходимости взвешенного отношения к назначению скоростных режимов».
Тем не менее, по мнению ряда специалистов, снижение ненаказуемого порога повысит дисциплину водителей и позволит снизить уровень аварийности и тяжести последствий от ДТП. «Но в любом случае подобные решения должны приниматься только на основании всестороннего анализа проблематики», — подчеркнул представитель ГИБДД.
Руководитель проекта «Безопасные дороги» партии «Единая Россия» Владимир Афонский заявил Autonews.ru, что в 67 субъектах России экспертные сообщества уже выступили против введения новых штрафов.
«Мы против любых нововведений до тех пор, пока на дорогах не будет наведен порядок, — сказал депутат. — Должен быть четкий контроль за камерами фотовидеофиксации, отсутствовать погрешности в их работе, на которые нам до сих пор жалуются в регионах. Иногда люди превышают скорость ненамеренно, из-за неграмотной расстановки дорожных знаков. Да и постоянно устанавливаемые дополнительные знаки только мешают автомобилистам фокусироваться. Поэтому мы считаем, что повышать штрафы сейчас нельзя: у ГИБДД нет никакой статистики, подтверждающей, что именно такие превышения скорости приводят к ДТП».
Серьезную дискуссию вызвала и перспектива отмены скидки за повторное минимальное нарушение скорости. Так, автор поправок в КоАП о нештрафуемых +20 км/час Вячеслав Лысаков не раз заявлял, что отмена дисконта нанесет удар по работе судебных приставов. Депутат считает, что именно благодаря скидке автомобилисты стали охотнее платить штрафы ГИБДД, что существенно снизило нагрузку на приставов. Также Лысаков напомнил, что такие изменения нельзя принимать в отрыве от анализа установленного скоростного режима на федеральных трассах.
В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) не раз напоминали, что у человека, который попал под машину на скорости 50 км/ч, шансы выжить — примерно 60–70%. А если скорость автомобиля 70 км/час, то эти шансы падают до 8%. Начальник ситуационного центра Москвы Александр Евсин написал в Facebook, что не стал бы увеличивать штрафы, пока на всех дорогах не будет установлен разумный скоростной режим..
«Случаев, когда на скоростной магистрали установлен издевательски сниженный скоростной режим, более чем достаточно, — считает Евсин. — Северо-восточная хорда, например. 60 км/ч для дороги, рассчитанной на 100 км/ч минимум. Про трассы, на которых режим пляшет 90 — 60 — 100 — 60 — 40 — 90, уже только ленивый не написал. Или распространенная практика реагирования: пьяный на дороге с нормативным режимом 80 км/ч совершает ДТП, двигаясь на 180 км/ч, в формулировках причин ДТП указывают «превышение установленной скорости», а затем «принимают меры»: снижают 80 до 60 км/ч».
В свою очередь автоюрист Сергей Смирнов рассказал, что не согласен с идеей об очередном повышении штрафов. «Об увеличении минимального размера штрафа можно было бы говорить в том случае, если бы все мы начали резко жить лучше и 500 рублей для россиян считалось небольшой суммой, — сказал эксперт. Да, превышение скорости — это самое распространенное нарушение. Но часто его допускают из-за некорректной установки дорожных знаков. Сколько у нас дорог, где есть 6–8 полос, без пешеходных переходов, качественных, по которым где-то можно ехать 60 км/час, где-то — 80, а предупреждения не всегда увидишь. Рост штрафов к тому же не испугает маргиналов, которые будут нарушать ПДД в любом случае. ГИБДД стоило прямо сказать — штрафы и другие ужесточения вводить нельзя, пока мы сами не проведем мониторинг всех дорог и не дадим дорожникам свои рекомендации».
По итогам 2018 г. в России, по данным ГИБДД, произошло 168 099 ДТП, что на 0,8% меньше, чем за аналогичный период 2017 г. В них погибло 18 тыс. человек — на 4,6% меньше, чем в 2017 году.