Случилось невероятное — Шанхайский автосалон из специфического мероприятия для китайского рынка превратился в полноценное международное мотор-шоу. От условностей и закостенелых форматов пока, увы, отказаться полностью не получилось: все-таки китайцы любят традиции, ритуалы и долгие речи. Поэтому презентации большинства новинок все еще проходят по накатанной. Но прогресс заметен: вокруг уже нет странных танцев и людей, жующих обед из пластиковых пакетиков.
Но главное, конечно, это сами машины. Всего несколько лет назад, глядя на каждую вторую местную модель, можно было угадать первоисточник — из Европы или США. Сами китайцы объясняли это восточными традициями. Якобы так в стране принято выражать уважение к тому, что им нравится, то есть копировать. Но за подобными жестами следовали продолжительные разбирательства с правообладателями.
Были и другие крайности: пытаясь создавать собственный облик автомобилей, китайские дизайнеры слишком увлекались и зачастую выдавали нечто квадратное и понятное разве что на внутреннем рынке. Теперь же, посмотрев на стенды локальных марок, почти на каждом можно увидеть что-то очень интересное. А если проскальзывают знакомые черты, то не стоит спешить с выводами. Вполне может оказаться, что китайская марка перенимает дизайнерские приемы на вполне законных основаниях.
Например, в Chery шеф-дизайнером стал выходец из Mazda и BMW, британец Кевин Райс. В BMW он приложил руку к BMW 1-, 3- и 4-Series. В Haval — тоже британец, Фил Симмонс, отвечавший последние десять лет за внешность внедорожников и кроссоверов Land Rover. В Geely прописались специалисты из Volvo — вице-президентом по дизайну здесь уже давно работает Питер Хорбери, а руководит дизайн-студией в Шанхае Гай Бургойн.
Чтобы отделаться от флера ненадежной китайской марки, местные автокомпании либо инвестируют огромные средства в дизайн и укрепление бренда, либо идут на хитрости: покупают технологии и уже известные бренды, а на их базе с чистого листа создают совершенно новые.
Как за такое короткое время китайцы сделали настоящий прорыв в дизайне, Autonews.ru рассказал сам Гай Бургойн.
«Китайские покупатели невероятно требовательны, а сейчас мы работаем над тем, чтобы все наши автомобили были выполнены в едином глобальном дизайне, который понравился бы в любой стране, — объяснил Бургойн. — Китайский дизайн пока не стал брендом, но я уверен, что у него есть все шансы. Я думаю, что китайцы уже сейчас в состоянии создавать премиальные топовые автомобильные бренды. Что касается нашего концепт-кара Preface, который мы представили на автосалоне в Шанхае, то я не считаю, что он похож на Volvo. В нем есть элементы, которые мы считаем удачными. У нас не существует никакого вмешательства в работу друг друга, я не знаю, над чем они работают. А такую машину, как Preface, мог создать любой бренд: Audi, Mercedes… Будь на ней шильдик от BMW, никто бы не удивился и все сказали бы, что это хорошая машина».
Сходство ряда моделей Geely уже с серийными вариантами конкурентов Бургойн объяснил в целом ограниченными возможностями для дизайнеров и инженеров. По его словам, когда покупатели хотят модель определенного класса, то автопроизводителям приходится работать с одинаковыми требованиями к пропорциям, а также с едиными стандартами по безопасности. Впрочем, представители европейских брендов в кулуарах на это только пожимают плечами, называя такие аргументы «стандартными отговорками».
В каждом представленном в России китайском автомобильном бренде заявляют, что наш рынок считается для них приоритетным. Но на вопросы о том, почему даже при серьезных объемах инвестиций российское правительство не торопится подписывать с китайскими партнерами специнвестконтракты (СПИКи), дающие серьезные, в том числе налоговые льготы, иностранцы не отвечают.
Большинство китайских брендов также считают, что у России огромный потенциал для роста продаж. Например, такого мнения придерживаются и в Geely, но при этом в компании пока ограничиваются локализованным производством в соседней Белоруссии. Слухи о возможной покупке мощностей завода компании General Motors в Санкт-Петербурге руководство Geely в беседе с Autonews.ru не подтвердило. Зато намекнуло, что у нас может появиться новый отдельный люксовый бренд марки Link&Co. Также в России уже точно появится кроссовер Geely XS11 и хэтчбек GS. А в 2020-м китайцы обещают привезти и кроссовер FY11.
«Сотрудничество Китая и России во многом обусловлено политическими причинами — наши страны имеют стабильные дружественные отношения, — рассказал Autonews.ru президент группы Geely Ань Цуйхуэй. — Мы внимательно следим за промышленной политикой в России и считаем, что пришло время для трансформации отрасли: автомобильная индустрия в России будет переходить на новые виды энергии. Отслеживаем эти изменения и в зависимости от них будем определять свою политику в России. Пока у нас нет планов по производству машин в России. Мы построили завод в Белоруссии и должны максимально загрузить эти мощности. В Белоруссии мы собираем три модели, но у нас гибкая производственная линия. И если будет спрос на другие модели, мы сделаем соответствующие изменения, чтобы расширить модельный ряд».
Также в компании Geely рассказали, что ведут процедуру сертификации в России модели FY11. Китайцы рассчитывают, что успеют все сделать до конца года. В таком случае машину можно будет ждать уже в начале 2020-го — ее будут импортировать из Китая (в Белоруссии собирать эту модель пока не планируют).