Уже в ближайшее время сдать экзамены для получения водительского удостоверения станет гораздо сложнее. ГИБДД приступила к разработке реформы этой процедуры в рамках поручений президента России Владимира Путина. Ужесточение коснется как теоретической части, так и практического экзамена. Новую систему хотят запустить уже в следующем году.
В первую очередь ГИБДД планирует отменить право на ошибку при сдаче теоретического экзамена на водительские права. Это касается тех случаев, когда кандидат ответил неправильно на вопрос, ошибка в котором в реальной ситуации может привести к ДТП. После неверного ответа соискателя автоматически отправят на переэкзаменовку. В ГИБДД такое нововведение называют «системой дифференцированной оценки».
В планах ГИБДД увеличить количество теоретических задач для кандидатов в водители. Ведомство уже занялось разработкой новых билетов, однако их точное количество пока неизвестно. На данный момент требуется выучить 40 билетов, которые состоят из 800 вопросов. Кроме этого ГАИ предлагает разделить экзаменационные билеты в зависимости от категории, которую хочет получить гражданин. Например, будущий мотоциклист будет отвечать на вопросы, связанные только с управлением двухколесной машиной. А сдающий на права категории СЕ будет решать задачи по управлению грузовиком с прицепом.
Госавтоинспекция рассматривает вопрос изменения действующей системы выставления оценки по результатам теоретического экзамена. Сейчас для успешного прохождения экзамена водителю надо правильно ответить на 20 вопросов. В случае ошибки кандидату назначают пять дополнительных заданий. Всего в ходе экзамена допускаются два неверных ответа.
После реформы не исключается введение балльной системы оценки будущего водителя. Подобная практика применяется в ряде европейских стран. ГИБДД на данный момент уже изучает опыт Германии, Великобритании и Норвегии, где на сдаче «теории» будущим водителям ставят баллы. Кандидат признается сдавшим экзамен, если набрал минимальную сумму баллов или не превысил максимально допустимого количества ошибок. Возможно, эта система будет опробована и в России.
Первым этапом реформы экзамена на права, скорее всего, станет объединение «площадки и «города». При этом в ведомстве утверждают, что кардинальных изменений ждать не стоит и легче испытания точно не станут. На данный момент известно, что часть элементов упражнений, которые ранее выполнялись на закрытых площадках, будут проверять уже в городских условиях. При этом перечень штрафуемых ошибок переработают. Также в перечень обязательных элементов, которые будут тестировать в городских условиях, хотят включить проверку навыка обгона или опережения.
Нововведения ожидаются и в части требований к экзаменационным маршрутам. Дорогу для кандидата инспектор будет выбирать в процессе движения автомобиля. Таким образом, соискатель не сможет заучить маршрут заранее.
Что касается экзамена на мотоцикле, то он и дальше будет проводиться на закрытых площадках. Однако если необходимый маневр там выполнить невозможно, то будущим байкерам разрешат выехать на дорогу, где действуют ограничение на движение автомобилей. При этом в МВД решили отказаться от новых требований к экзамену на мотоцикле, согласно которым тест на маневрирование и экстренное торможение должен проходить на скорости не менее 50 км в час.
Пересдавать теоретический экзамен можно будет не позднее чем через 30 суток, для практики этот лимит увеличен до 60 суток. Минимальный срок проведения повторных экзаменов остался без изменений — семь суток. На практические упражнения выделятся 30 минут. Весь процесс фиксируется на камеру, запись сотрудники ГИБДД обязаны хранить в течение 30 дней. В случае если кандидат в водители не согласен с результатом экзамена, он может его оспорить.
ГИБДД хочет усилить контроль и за самими автошколами. Ведомство планирует запретить автошколам обучение в онлайн-режиме и на необорудованных площадках. К таким способам ради экономии средств некоторые учебные заведения прибегают после проверки и получения лицензии. Причем в этом случае Госавтоинспекция ограничена в действиях из-за пробелов в законодательстве.
В случае если эту инициативу одобрят, ведомство будет наделено полномочиями, которые позволят прекращать деятельность учебных заведений в случае нарушений. Кроме того, предлагают ограничить срок действия заключений ГИБДД пятью годами. Кстати, это предложение было поддержано и самими автошколами. В апреле 2019 г. автошколы уже обязали согласовывать с ГИБДД основные программы по обучению.
Реформировать систему в автошколах кроме ГИБДД собираются и другие ведомства. Например, Минтранс предложил разделить водительские права на профессиональные и любительские. Эта идея уже нашла поддержку в правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. В случае если проект получит зеленый свет, подготовку любителей выведут из-под действия закона «Об образовании». Процесс обучения для них будет упрощен и заметно подешевеет. Для профессионалов, напротив, введут специальные курсы повышения квалификации, на которых будут обучать вождению во внештатных ситуациях и обеспечению безопасности во время перевозок. Стоимость занятий составит от 2,7 тыс. до 12,3 тыс. рублей.