Уголовная ответственность за совершение смертельного ДТП в пьяном виде, а также за побег с места аварии с погибшими будет значительно выше анонсированной ранее, выяснил Autonews.ru. В понедельник, 22 апреля, Совет федерации уже одобрил изменения ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ в части ужесточения наказания для сбежавших виновников ДТП с погибшими и пострадавшими. Согласно законопроекту, покинувшим место смертельной аварии водителям за причинение тяжкого вреда здоровью будет грозить до четырех лет заключения, если же в ДТП есть погибшие — от четырех до девяти лет лишения свободы. Нынешняя редакция УК РФ предполагает до двух лет лишения свободы и от трех до семи лет соответственно.
Ранее Госдума одобрила законопроект в трех чтениях — до 25 апреля его должен подписать президент Владимир Путин, и сразу же после публикации документ вступит в силу. Никаких переходных периодов установлено не будет. Однако, как сообщил Autonews.ru первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, «это только начало». В самое ближайшее время наказание за подобные преступления усилят в разы.
Cбежавших приравняли к пьяным
Сначала депутаты исполняли требования Конституционного суда: необходимо было устранить лазейку, которая позволяла сбежавшим с места ДТП пьяным водителям уходить от ответственности за нетрезвое вождение, объяснил Лысаков. До принятых изменений получалось так, что сбежавший с места серьезной аварии пьяный водитель оказывался в более выигрышном положении, чем тот, что оставался и продувался в трубочку.
Российское законодательство хоть и запрещало автомобилистам оставлять место ДТП, но за это предусматривалась лишь административная, а не уголовная ответственность. В итоге автомобилисты, которые становились виновниками аварий со смертельным исходом в нетрезвом виде или под действием наркотиков, сбегали. А после того как организм очищался от наличия запрещенных к употреблению во время управления ТС веществ, сдавались в полицию. Действующая норма никак не предусматривала возможности признания таких водителей находившимися в состоянии опьянения, и они проходили по делу как трезвые, получая меньшие сроки.
«Побег с места аварии может являться желанием скрыть факт опьянения, чтобы избежать привлечения к более строгой уголовной ответственности, но он не равнозначен ни доказанности факта опьянения, ни добровольному отказу от прохождения освидетельствования, — говорилось в пресс-релизе КС. — Оспариваемая норма не предусматривает возможности признания водителя находящимся в состоянии опьянения, если он скрылся с места ДТП. Установление состояния опьянения на момент управления транспортным средством исключительно по результатам освидетельствования относится ко всем субъектам преступления, включая лиц, покинувших место ДТП».
Теперь же побег полностью лишен смысла.
12–15 лет, если сбежал или нетрезв
На основе одобренных изменений в законодательстве вскоре последуют и другие, еще более жесткие. «Сейчас принят базовый закон, который скоро должен подписать президент. Но депутаты пошли дальше. Нововведение таково: если в аварии погиб один человек, а водитель пьян или же сбежал, ему будет грозить уже до 12 лет лишения свободы, — сообщил Лысаков. — А если погибших больше — до 15 лет тюремного заключения. Именно наш комитет рекомендовал рассматривать такие виды преступлений как тяжкие. Ответственность за них будет практически приравниваться к убийству».
Лысаков подчеркнул, что согласно изменениям виновников ДТП будут отправлять не в колонии-поселения, где у них есть возможность передвигаться и свободно общаться с близкими, а в реальные колонии с гораздо более суровыми условиями содержания.
«Тем, кто не пьет за рулем, не принимает наркотики, беспокоиться не о чем, — сказал депутат. — А если ты глотаешь какие-нибудь колеса, пьешь алкоголь, а потом садишься за руль и из-за тебя гибнут люди, будь добр, отвечай по полной. Мы просто устанавливаем адекватное соразмерное наказание совершенному преступлению. Под колесами пьяных лихачей гибнут дети, подростки, сейчас такие автомобилисты получают по пять-шесть лет, а через два-три года выходят по УДО. Общество не воспринимает такое наказание как достаточное».
По словам Лысакова, Госдума приступит к рассмотрению законопроекта после майских каникул. По его прогнозу, законопроект ориентировочно может быть принят во всех трех чтениях уже до конца июля.
Суды дают минимальные сроки: преступление неумышленное
Усиление меры ответственности едва ли прямо повлияет на снижение количества подобных ДТП, считает адвокат Александр Липатников. По его словам, несмотря на действующие сейчас достаточно суровые меры ответственности за смертельные «пьяные» аварии, суды стараются назначать минимальные сроки. Судьи и даже сами прокуроры объясняют это тем, что такие преступления совершаются неумышленно.
«Любое ДТП — это не умышленное преступление, нельзя его сравнивать с ситуациями, когда люди планируют убийство или устраивают смертельные драки, — объяснил Липатников. — У судов есть возможность и сейчас назначать достаточно суровые сроки, но судьи часто назначают условные сроки, отправляют виновников в колонии-поселения, иногда даже могут ограничиться двумя-тремя годами ограничения свободы. То есть ты совершаешь смертельное ДТП, а потом живешь обычной жизнью, просто ходишь отмечаться и домой приходишь не позже 22 часов. Да, в каком-то смысле можно согласиться, что, садясь пьяным за руль, человек делает осознанный выбор. Но если обратиться к судебной практике, то и даже за умышленные убийства суды иногда назначают пять лет лишения свободы, но никак не 12 или 15 лет. Поэтому я пока не делал бы однозначных выводов — надо будет посмотреть на статистику, будет ли что-то меняться в лучшую сторону».
Количество «пьяных» ДТП растет
С января по декабрь 2018 года в России произошло 168 099 ДТП. Виновники практически каждой восьмой дорожной аварии или находились под воздействием алкоголя, или затем отказались от медицинского освидетельствования. Так, по сравнению с 2017 г. зафиксирован рост числа автоаварий, совершенных с участием водителей, находившихся в момент аварии в состоянии опьянения, — их произошло около 16,5 тыс. (+1,2%). Также на 1,4% увеличилось число раненых в таких ДТП (22,3 тыс. человек). Число погибших осталось на уровне предыдущего года и составило 4645 человек. Вместе с тем на 7,7% (более 3,7 тыс. в абсолютных цифрах) сократилось количество дорожно-транспортных происшествий, участники которых отказались от прохождения медицинского освидетельствования.