В ближайшее время владельцем одной из команд Формулы-1 может стать российский бизнесмен Дмитрий Мазепин. Речь идет о Williams — гоночном коллективе с богатой историей и 16 титулами в Формуле-1. Новость о покупке гоночного коллектива вскоре опровергли в «Уралхиме», «Уралкалии» и Williams. Тем не менее Autonews.ru выяснил, что на протяжении последних лет команда активно ищет покупателя или инвестора.
В начале 2000-х Дмитрий Мазепин возглавлял химическую компанию «Сибур», пока та входила в состав «Газпрома». Позднее топ-менеджер сам стал собственником бизнеса: Мазепин объединил несколько заводов по производству химических удобрений в компанию «Уралхим». В конце 2013 г. Мазепин вместе с Михаилом Прохоровым приобрел крупную долю в компании «Уралкалий» — это еще один производитель удобрений. Сейчас Мазепин управляет обеими компаниями.
Сын Дмитрия Мазепина Никита выступает в кольцевых гонках. В прошлом году Мазепин-младший стал вице-чемпионом молодежной серии GP3. В этом году спортсмен перешел в Формулу-2. Следующая ступень после Формулы-2 — Формула-1. В главном гоночном чемпионате на планете всего 20 мест, чтобы занять одно из них, нужно обладать либо талантом, либо миллионами долларов. Гоночные эксперты, опрошенные Autonews, рассказали, что у Мазепина есть и то, и другое.
При этом пилотов, за выступления которых платят спонсоры, в Формуле-1 пренебрежительно называют рента-драйверами. У Никиты Мазепина имеются все составляющие для этого статуса — и это способно помешать его карьере в чемпионате мира. Причина в том, что к гонщикам с большими бюджетами изначально относятся как к средству заработка. В результате успешные команды наподобие Ferrari и Red Bull сами выращивают будущих пилотов через собственные программы поддержки молодых гонщиков.
«Мазепин полагается не только на деньги отца. Он близок к системе развития пилотов Mercedes, а эта программа стабильно дает Формуле-1 успешных пилотов», — обратил внимание Макс Коррадо, основатель и владелец компании Totally New Promotion (TNP), которая занимается работой со спонсорами в Формуле-1, Moto GP и других международных гоночных сериях.
Действительно, в этом году Никита Мазепин проведет 12 тестовых дней за рулем позапрошлогоднего автомобиля чемпионской команды Mercedes AMG. Наставником российского гонщика выступит Эстебан Окон — пилот Формулы-1 с безупречной репутацией в плане скорости.
Williams — одно из самых значимых имен в мировом автоспорте. По степени важности для Формулы-1 Williams можно сравнить с «Манчестер Сити» для британского футбола или «Нью-Йорк Джайентс» для американского. Это не самая титулованная команда в истории, что не мешает ей оставаться неотъемлемой частью спорта.
В последний раз Williams выигрывала чемпионат мира в 1997 году. С тех пор результаты неуклонно шли вниз. Ситуация совсем вышла из-под контроля в прошлом году, когда команда опустилась на последнее место в турнирной таблице. Современная Williams намного отстает от всех соперников, каждый год теряет спонсоров и не понимает, как выбраться из затянувшегося кризиса.
Коллективом руководит Клэр Уильямс — дочь основателя, легендарного Фрэнка Уильямса, который привел команду ко всем ее титулам. В способностях Клэр к управлению командой сомневаются все: гонщики, комментаторы и даже она сама. Тем не менее Уильямс-младшая по-прежнему руководит семейным бизнесом.
«Williams — это боль, — рассказал о своем опыте сотрудничества с командой Макс Коррадо, при участии которого в команду Формулы-1 Ferrari пришла «Лаборатория Касперского». — На команду давит «наследие легенд спорта». Переговоры с каждым новым клиентом начинаются с повествований об их чемпионах прошлого: Мэнселле, Пике, Просте. Совершенно неважно, знает ли потенциальный спонсор все эти имена».
В 2018 г. Williams потеряла крупного спонсора — производителя алкогольных напитков Martini. Весь прошлый год команда вела переговоры с потенциальными инвесторами, которые могли бы выкупить Williams, рассказали Autonews.ru источники, знакомые с ситуацией. Желание приобрести команду было у структуры Бориса Ротенберга «СМП Рейсинг», однако в итоге стороны не договорились. Другой претендент — один из акционеров польской нефтедобывающей компании Orlen. Он отказался от сделки после непродолжительных переговоров.
В прошлом году «СМП Рейсинг» платила Williams за выступления в команде своего протеже, москвича Сергея Сироткина. Ни одна из сторон не раскрывала сумму спонсорского взноса, однако в СМИ утекла информация о 15 млн евро за сезон. В 2019-м Williams поменяла Сироткина на поляка Роберта Кубицу. Россиянин остался без места и перешел в другой чемпионат, где также выступает на деньги Ротенберга.
Немногие знают, что Мазепин уже владел гоночной командой через компанию «Уралкалий». На протяжении нескольких лет производитель удобрений участвовал в капитале британского гоночного коллектива Hightech GP, который выступает в Формуле-3. Именно в этой команде выступал Никита Мазепин в 2017 году.
Hightech GP значился в списке аффилированных лиц «Уралкалия» до конца прошлого года. Британскую команду официально исключили из перечня 30 ноября 2018 года. На тот момент Мазепин-младший завершил выступления в первенстве GP3 и уже знал, что проведет сезон-2019 в Формуле-2. В этом чемпионате Hightech GP не представлена, и никакого смысла продолжать финансирование британской команды у Мазепина-старшего не осталось. Источники Autonews.ru подтвердили, что Мазепин сначала купил, а потом продал Hightech GP.
Бизнесмен спонсирует «Сочи Автодром», на котором каждый год проходит Гран-при России Формулы-1. «Уралкалий» является партнером «Росгонок» (компании — организатора Гран-при России. — Прим. Autonews.ru), мы довольны сотрудничеством, — заявил заместитель генерального директора АНО «Росгонки» Сергей Воробьев. — Очень надеюсь, что интерес «Уралкалия» как глобального игрока на рынке удобрений действительно есть. Купить долевое участие или осуществить 100-процентный выкуп команды Формулы-1 для продвижения собственного бренда — такой возможностью нужно пользоваться».