Владимир Путин подписал проект поправок Министерства финансов к закону об ОСАГО, которые вступают в действие с октября 2019 года. По всей России будет введен единый лимит выплат по европротоколу, оформить аварию можно будет через сайт госуслуг или специальное приложение, а электронные полисы наконец уравняют в правах с бумажными.
Поправки официально уравнивают статус электронных и бумажных полисов ОСАГО. Основной целью нововведения является борьба с подделками и возможным дублированием номеров двух видов полисов. Кроме того, водители не обязаны будут возить с собой бумажный полис или его распечатку, достаточно будет сообщить инспектору только номер.
Сразу после покупки онлайн-полиса его уникальный номер регистрируется в базе РСА, поэтому ситуация, при которой страховой агент забыл вручную вбить номер в базу, становится невозможной. Также клиент не сможет оплатить полис с недействительным номером, поскольку он присваивается автоматически. В прошлое уйдут истории с «потерянными» бланками и отозванными номерами полисов.
Осенью лимит выплат по авариям, оформленным самостоятельно без участия сотрудников ГИБДД, составит 400 000 руб. по всей стране. Сейчас такой лимит действует только в Москве, Санкт-Петербурге и их областях, а в регионах он ограничен суммой 100 000 рублей. При этом оговаривается, что максимальный лимит действует только при оформлении аварии с использованием технических средств, то есть мобильного приложения, которое осуществляет съемку и фиксирует координаты, а машины участников должны быть оборудованы системой «ЭРА-ГЛОНАСС».
При оформлении аварии без использования электронных средств участники ДТП смогут рассчитывать на прежние 100 000 рублей. Той же суммой будет ограничен размер выплат, если автомобилисты не согласны в оценке обстоятельств ДТП и вины кого-либо из участников.
Официальное приложение «Помощник ОСАГО», которое позволит самостоятельно фиксировать информацию о ДТП и координаты места аварии, а также проводить фотосъемку, должно заработать в сентябре 2019 года. Помимо приложения для оформления аварии можно будет использовать портал госуслуг, но только для легких ДТП с суммой ущерба до 100 тыс. рублей.
Уже сегодня в России действует собственное приложение Российского союза автостраховщиков «ДТП.Европротокол», которое позволяет оформить аварию и передать сведения в единую базу данных о ДТП, однако к работе приложения у пользователей возникает слишком много нареканий, и популярностью оно не пользуется.
Поправки отменяют пятидневный срок, в течение которого виновник ДТП, оформленного по европротоколу, должен известить страховщика об аварии. Сейчас при невыполнении этого требования компания вправе предъявить виновнику регрессное требование о возмещении убытка. С октября пятидневная норма действовать не будет, хотя обязанность направить свой экземпляр извещения страховщику у виновника ДТП по-прежнему будет.
При традиционном бумажном оформлении аварии требования РСА останутся прежними — как и сейчас, срок информирования страховщика в этом случае ограничен не будет. Представители РСА неоднократно пытались ввести компромиссный 30-дневный срок, полагая, что отсутствие ограничений позволяет мошенникам скрывать реальные обстоятельства ДТП, однако Минфин к требованиям организации пока не прислушался.
Пешеходы — виновники ДТП, получившие в аварии вред здоровью, смогут уйти от ответственности и не возмещать ущерб автомобилистам. Поправки освобождают их от регрессных требований со стороны страховых компаний. Это же касается родственников пешеходов, погибших в авариях по своей вине. Однако если пешеход, спровоцировавший ДТП, не пострадал, то страховщик, оплативший ремонт автомобиля, по-прежнему сможет выставить ему регрессное требование о возмещении ущерба.
Поправки Минтранса прикрыли еще одну лазейку, которой пользовались нетрезвые автомобилисты. По действующим сейчас нормам страховщик, выплатив деньги пострадавшей стороне, вправе взыскать с пьяного виновника ДТП всю сумму, несмотря на наличие у него действующего полиса ОСАГО.
Однако если виновник ДТП отказался от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, страховщик не мог предъявить ему регрессное требование. Осенью отказники будут фактически приравнены к пьяным, и страховщики смогут взыскивать с них ущерб обычным порядком.
Система перестрахования, когда риски страховых компаний гарантируются не только их собственными возможностями, но и ресурсами более крупных страховщиков, может сделать рынок более стабильным и исключит банкротства. Например, поправки требуют передачи 10% рисков сегмента в Российскую национальную перестраховочную компанию, принадлежащую ЦБ.
Отмена запрета связана с требованиями ВТО по открытию рынка, но в РСА опасаются появления серых схем по выводу средств недобросовестными страховщиками. С другой стороны, на рынок ОСАГО теперь смогут выйти иностранные страховщики, что увеличит конкуренцию и может способствовать появлению более выгодных предложений.