В Госавтоинспекции отреагировали на прозвучавшие в Общественной палате России предложения о повышении штрафов за каждое повторное нарушение. Речь идет о тех административных нарушениях, которые фиксируют камеры. Как пояснил замглавы ГИБДД Александр Быков, сейчас многие водители воспринимают такие штрафы как плату за проезд, при этом ежегодно число нарушений, зарегистрированных фотофиксацией, растет на 10%.
«Это говорит о том, что санкция на сегодняшний день свою профилактическую роль не реализует, — цитирует Быкова ТАСС. — Основная цель административного наказания не достигается. К примеру, сейчас водитель проезжает две камеры, каждая из них фиксирует нарушения, он со скидкой оплачивает штрафы. Но если бы сумма штрафов повышалась с каждым разом при фиксации нарушений правил дорожного движения, то этих нарушений стало было меньше».
По словам Быкова, если бы водитель узнал, что «на третий-четвертый раз у него будет повышенная сумма штрафа за повторное нарушение, то восприятие было бы другое». По его мнению, говорить в данном случае о справедливости закона не совсем корректно.
«Надо говорить о профилактической роли наказаний – достигается она или нет», – отметил Быков.
Автор закона о 50-процентной скидке на штрафы, заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков напомнил в беседе с Autonews.ru, что в настоящее время льгота не действует на грубые повторные нарушения. Скидка распространяется лишь на незначительные нарушения ПДД, и статистики, доказывающей, что они становятся причиной ДТП, по словам Лысакова, у ГИБДД нет.
«Нет скидки за пьяное вождение, за грубые повторные нарушения ПДД, — сказал Лысаков. — У ГИБДД нет статистики, что превышение скорости на 20–40 км/час приводит к ДТП. Если опасности нет, то зачем отменять скидку и тем более каждый раз повышать эти штрафы. Сейчас скидка освобождает органы власти от избыточной нагрузки — человек сразу соглашается, что виноват, и платит. Мы разгружаем судебные органы, судебных приставов от лишней работы и беготни. Если отменить скидку, повысить штрафы, люди просто перестанут их платить либо начнут их обжаловать, от чего многие отказываются сейчас. Судебные приставы захлебнутся в работе. Ведь количество штрафов будет неуклонно расти из-за увеличения количества камер на дорогах. А взыскание одного штрафа стоит 500 руб. — какой в этом смысл, если люди в 80% случаев теперь платят сами. Скидка 50% на незначительные нарушения ПДД успешно работает практически во всем мире».
В свою очередь автоюрист Сергей Смирнов считает, что вводить прогрессивную систему штрафов не стоит. Вместо этого можно было бы понять минимальный размер административных штрафов, которые с учетом текущих экономических реалий стали, по оценке эксперта, довольно низкими.
«Проще и логичнее было бы поднять минимальную планку штрафа — сделать не 500 руб., а 1000, не 1,5 тыс., а 3 тыс., — сказал Смирнов. — Установленные сейчас минимальные штрафы ГИБДД действительно воспринимаются скорее не как наказание, а как строка семейного бюджета. Вводить прогрессивную шкалу нет смысла — сейчас автомобилистам и так значительно усложнили жизнь, подняли ответственность за более серьезные нарушения. Но статистика такова, что после ужесточений действительно снижается количество нарушений по этому составу, но потом люди привыкают и статистика выравнивается. Плюс всегда есть неменяющаяся доля маргиналов за рулем, которых никакими штрафами не напугать, и они готовы их платить и нарушать дальше».
Согласно данным ГИБДД, в 2018 году ведомство выявило 131 млн нарушений (+17%). При этом доля штрафов, зарегистрированных дорожными камерами, стабильно растет: 82,7% от всех «писем счастья» были составлены на основе данных автоматической фиксации. В то время как 2017 году этот показатель был 76,5%. Что касается 50-процентной скидки, то руководитель Госавтоинспекции Михаил Черников не раз говорил, что льготный период, предполагающий возможность оплаты штрафа со скидкой 50%, комфортен для людей. По итогам 11 месяцев 2018 со скидкой было уплачено 78,7 млн административных штрафов ГИБДД, или 65,7%.
Что касается камер на российских дорогах, то, согласно утвержденной Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 гг., их количество будет стабильно расти каждый год. При этом они смогут распознавать все больше новых нарушений, в том числе непропуск пешеходов, езду без талонов ТО, а в дальнейшем и без полисов ОСАГО.