МВД России составило и передало в Российский союз автостраховщиков (РСА) реестр транспортных средств, в отношении которых отсутствовала информация о наличии полисов ОСАГО. Все автомобили без страховки были зафиксированы комплексами фотовидеофиксации. Как выяснил Autonews.ru, в РСА получили эту информацию 20 мая — об этом говорится в письме РСА в Центробанк (имеется в распоряжении редакции).
Страховщики рассказали, что в феврале 2019 г. (на тот момент количество верифицированных машин составило 36,7 млн. ед.) по всему имеющемуся массиву была проведена проверка наличия полиса ОСАГО с помощью камер. Пока эта система тестируется в столице и Московской области. В результате выяснилось, что при 2,15 млн проездов транспортных средств по Москве фактически нет подтверждения о наличии полиса ОСАГО по 0,33 млн автомобилей — 15,4%. По Московской области было проверено 1,34 млн автомобилей, из них 0,14 млн машин (10,6%) оказались не застрахованы по ОСАГО.
Теперь в РСА анализируют эту информацию. Там уточнили, что некоторые цифры могут отличаться от тех, к которым в итоге пришли в МВД, и окончательные данные находятся в стадии сверки. О том, сколько водителей сейчас ездят без полисов ОСАГО по России в целом, в РСА не уточнили (в 2018 г. исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев рассказывал, что их 4-5 млн).
Ждать скорого начала фиксации нарушения в автоматическом режиме пока не приходится. Страховщики заверили, что запуск самой системы будет произведен только когда у сторон появится «точная уверенность». Как в свою очередь ранее уже сообщали Autonews.ru в МВД России, ведомство совместно с РСА ведомство прорабатывает техническую возможность фиксации нарушений.
«В частности, ведутся необходимые подготовительные технические работы по синхронизации информационных систем Госавтоинспекции МВД России и РСА. До завершения указанных работ правоприменительная деятельность в автоматическом режиме по данному составу административного правонарушения не осуществляется и будет начата по мере технической готовности информационных систем», — объясняли в МВД России.
На вопросы о том, возможно ли предупреждать попавших в списки потенциальных нарушителей, в РСА рассказали, что «не располагают информацией о ходе осуществления работ по рассылке уведомлений владельцам транспортных средств, которые не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности без наложения штрафных санкций». Страховщики уточнили: у них возможности предупреждать таких водителей самостоятельно точно нет.
«Если предупреждать таких автомобилистов и начнут, то делать это точно будем не мы, — объяснили в РСА. — У нас нет почтовых адресов, кому присылать эти письма, нам эти данные никто не предоставит. Поэтому лучше задать этот вопрос МВД».
В целом, как уточнили источники Autonews.ru в отрасли, идея сравнения баз данных рассматривалась уже давно. Но она оказалась несостоятельной: автовладелец может просто не использовать свой автомобиль, он может стоять в гараже или же это какой-то коллекционный автомобиль — оформлять на автомобиль полис ОСАГО необходимо, только если машина выезжает на дороги общего пользования».
Ранее в РСА уже предлагали рассылать «письма счастья» в тестовом режиме, лишь предупреждая попавших в объектив видеокамер водителей о необходимости оформить полис ОСАГО. Однако оказалось, что игнорировать факт неотвратимости наказания невозможно: согласно законодательству, если подобное нарушение фиксируется, то неминуемо должен последовать административный штраф. Но ситуация просто со сверкой базы без помощи автоматической фиксации позволяет обойти этот административный барьер.
На протяжении всего последнего времени страховщики и ГИБДД обогащали единую базу автовладельцев, проверяя каждое транспортное средство на предмет наличия полиса ОСАГО. Так, в начале 2019 г. РСА передали в МВД России обновленный массив данных по транспортным средствам, на которые были оформлены полисы ОСАГО. В МВД эту информацию обработали и направили обратно в РСА.
Согласно тому же письму РСА в Центробанк России, в результате проведенных работ из 38 556 350 транспортных средств, сведения о которых содержатся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, в МВД смогли идентифицировать 37 824 847, то есть 98,1%. Не удалось идентифицировать 731 503 машин, из которых 245 549 подлежат регистрационному учету органами МВД России.
Технические проблемы возникли по разным причинам — например, некоторые полисы ОСАГО были выписаны на другие автомобили, а не те, что отображаются в базе МВД. Или, к примеру, на автомобиль оформлен полис, но в МВД его вовсе не видят.
«Бывают ситуации, когда транспортное средство застраховано, но при этом не стоит на учете в ГИБДД. Зимой мы обнаружили много застрахованных мотоциклов, которые не поставили на учет. Случаи ошибок страховых агентов, например, когда в VIN-номерах и госномерах имелись расхождения, были единичными, — уточнили в РСА. Там также уточнили, что представленные данные — не окончательные, их снова придется синхронизировать с базой МВД.
Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов заявил Autonews.ru, что если в ГИБДД сформировали базу данных по потенциальным нарушителям, то в ведомстве обязаны предупредить каждого из них. По его словам, это вызвало бы только положительную реакцию со стороны автовладельцев.
«Сейчас очень актуальна не только проблема осознанной езды без полисов ОСАГО, но и поддельных страховок, — считает Шкуматов. — Страховым агентам электронные полисы продавать нельзя, но они все равно это делают. Автомобилисты получают от агентов комплект документов: диагностическую карту и полис ОСАГО на электронную почту. Но проблема в том, что большинство таких полисов — поддельные. Они могут даже находиться в базе РСА, только оформлены они на совершенно другие автомобили. И если миллионы людей получат такие штрафы, каждый — со ста камер — только представьте, что может произойти. Мы ведь точно не знаем, сколько людей ездят без ОСАГО, а сколько — уверены, что застрахованы. Поэтому пока запуск системы в процессе отладки, ГИБДД должны выслать водителям предупреждения. Наличие некой базы не означает, что все эти автомобилисты — нарушители. Их надо просто предупредить, не бить сразу по голове, объяснить, что есть некоторые сомнения».
В свою очередь автоюрист Сергей Смирнов идею о том, чтобы предупреждать водителей, поддержал. Однако объяснил, что законодательно на ГИБДД не возложены обязательств предупреждать автомобилистов таким способом. Кроме того, у структуры не выделено на подобные цели отдельного бюджета.
«ГИБДД — не та структура, которая может самостоятельно принимать решения о том, чтобы индивидуально информировать каждого водителя о возможных проблемах с полисом ОСАГО, — сказал Смирнов. — Да, у них есть бюджет на пропаганду: можно часть плакатов про непристегнутый ремень заменить на плакаты с ОСАГО. Другая схема просто невозможна — представьте только размеры почтовых расходов. У ГИБДД просто нет на это средств. Поэтому, когда первые письма счастья начнут рассылать, скорее всего, они будут с ошибками и учиться придется именно на них».
Первой новую систему готова опробовать Москва — в Департаменте транспорта столицы не раз подтверждали, что с технической стороны у них все готово. Теперь участников отрасли и экспертов волнует вопрос, предупредят ли автомобилистов, оказавшихся в зоне риска. Окончательное объединение баз данных и запуск системы фотовидеофиксации езды без ОСАГО в Москве должен был состояться в январе, после чего практику рассылки «писем счастья» планировали распространить и на другие регионы. Однако запуск системы постоянно переносится. При этом схема взимания штрафа в целом уже проработана.
Перед тем как не оформивший полис ОСАГО водитель получит штраф, он должен будет два раза попасть в объектив камеры — с разницей в 10 дней. Именно столько времени есть у автомобилистов, согласно законодательству, на то, чтобы оформить полис ОСАГО после покупки машины или после истечения срока действия текущего документа.
Согласно ч.2 ст.12.37 КоАП, штраф за езду без ОСАГО составляет 800 рублей. Его можно оплатить со скидкой 50% в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления. Однако остался нерешенным вопрос о периодичности оформления протоколов. Так, ранее предполагалось, что каждый раз, когда водитель будет проезжать под камерой, это будет считаться отдельным нарушением, за которое отправят квитанцию. На этом же настаивали и страховщики. Но пока окончательного решения нет — этот вопрос до сих пор прорабатывается в МВД России.