branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Таксисты массово отказываются от заказов. Что произошло?

Общественники потребовали заблокировать вызовы такси по адресам, где остановка запрещена. Сейчас московские таксисты вынуждены подбирать и высаживать пассажиров в нарушение ПДД, за что получают штрафы
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Таксисты в Москве столкнулись с серьезными проблемами: оказалось, что все чаще, принимая заказ в центре города, они автоматически нарушают ПДД. Причина в том, что с расширением зон, где запрещена стоянка и остановка автомобилей, таксисты лишились возможности подъезжать к указанным клиентами точкам, не получая при этом штрафов за остановку под знаком.

На большинстве улиц нарушение, предусмотренное ч.5. ст. 12.16 КоАП «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», фиксируют видеокамеры. Если водитель остановится более чем на 10 секунд, ему придет штраф 3 тыс. рублей. Его можно оплатить со скидкой 50%. Однако таксопарки для своих водителей накидывают еще примерно 20% от суммы штрафа в виде комиссии за его оплату. При этом нередко сами агрегаторы подсказывают пассажирам через приложение вызвать машину именно в то место, где стоянка и остановка запрещены.

Заказы в запрещенные зоны приходят от агрегаторов

Как рассказал Autonews.ru столичный таксист Алексей Сырчин, за один рабочий день он получил сразу два штрафа по 3 тыс. рублей лишь потому, что подобрал пассажиров в точках, которые им позволило указать приложение: Фестивальная улица 13, к 1 и Смоленская, 26. Но в целом, по его словам, официально нельзя подбирать или высаживать клиентов на протяжении всего Нового Арбата и Бульварного кольца. И количество таких улиц продолжает расти.

«Я и раньше слышал от водителей такие жалобы, но до этого момента сам не сталкивался, а тут сразу половина рабочего дня насмарку, — пожаловался Сырчин. — Прилетели «письма счастья» с двумя фотографиями с промежутком в 10 секунд. Столько времени проходит между тем, как камера сделает второй снимок. На первой фотографии видно, что клиент ко мне только подходит, а на второй — как он садится в машину. При этом я стою даже не на «паркинге», горят стоп-сигналы. Но 10 секунд мало для посадки-высадки. Если мне надо высадить человека в таком месте, где есть камера, я могу его предупредить и попросить быстро выбежать. Но не всем может понравиться такая просьба. Например, если человек едет с вещами или с детьми — за 10 секунд его десантировать не получится. Есть беременные, инвалиды. На Новом Арбате, к примеру, сейчас вообще нигде нельзя останавливаться — везде желтая линия. Остается платная парковка, но и до них клиентам приходится далеко идти. Парковок для такси не хватает. На остановки нам заезжать нельзя, хотя при этом пользоваться выделенной линей как общественному транспорту разрешили».

Таксисты массово отказываются от заказов. Что произошло?

По словам таксиста, который работает с агрегаторами «Яндекс.Такси» и Uber, сами сервисы зачастую предлагают клиентам так называемые удобные точки для посадки. А на деле оказывается, что останавливаться там нельзя и рядом висит камера.

«И встает выбор: подбирать клиента или же проще отказаться от заказа, ведь неразумно платить 3 тыс. рублей штрафа, чтобы заработать 300 рублей. Не требовать же деньги за штраф еще и с клиента. Но если отбить заказ, то сервис сразу понизит рейтинг, и за несколько таких отказов тебя просто заблокируют. На «горячую линию» нам не достучаться, сколько не пытался. Было бы логично, если бы нам увеличили «нештрафуемой» камерами период. А сами агрегаторы должны запретить указывать пункт назначения там, где стоянка и остановка запрещены. Как в каршеринге, когда нельзя оставлять автомобиль в запрещенной зоне. Но это должны сделать все. Иначе клиент просто уйдет к водителям других сервисов, которые будут готовы рисковать и нарушать ПДД».

Как разрешить высадку-посадку — только в нештрафуемых зонах

Как стало известно Autonews.ru с обращением к мэру Москвы по этой проблеме уже обратились общественники — заявление подал глава общественной организации «Коллективная защита» Марат Аманлиев. «Мобильные приложения агрегаторов такси, например, «Яндекс.Такси», имеют доступ к сведениям о дорожной разметке на дорогах общего пользования, — говорится в обращении (есть в распоряжении Autonews.ru). — Это легко проверить, открыв приложение «Яндекс.Карты» где синими линиями отмечены места где можно осуществлять остановку и стоянку, а красными — где остановка и стоянка запрещены. Принимая заказ от пассажира, агрегатор заведомо знает, где таксист может подобрать пассажира, не нарушая при этом ПДД, а где такая остановка обернется штрафом. Но обладая такой информацией, агрегатор все равно свободно позволяет клиенту выбрать место для подачи такси».

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press Новости 8 мая 2019 Стало известно, куда чаще всего в Москве вызывают такси
Фото: Олег Лозовой / РБК Статьи 2 августа 2018 В семь раз опаснее: почему таксисты очень плохо ездят

Как уточнил Аманлиев в беседе с Autonews.ru, агрегаторам стоило бы вовсе запрещать вызов автомобиля в запрещенную зону и предлагать клиентам пройти до ближайшей точки, где таксисту не придет штраф. Также юрист считает, что таксистам стоит разрешить высаживать пассажиров на остановках, а под знаком 3.27 «Остановка запрещена» допустить возможность остановки для таксистов минимум на две минуты.

«Яндекс.Такси»: могут блокировать вызовы

В пресс-службе «Яндекс.Такси» Autonews.ru подтвердили, что могут блокировать возможность вызывать автомобили туда, где запрещены остановки. Однако не уточнили, что делать таксистам с подобными заказами. Ситуацию по каждому штрафу там предложили обсудить отдельно. Однако по жалобе Сарычина на момент выхода публикации ответа не поступило.

«Наши сервисы оперативно учитывают изменения в организации дорожного движения. У нас есть технологии, закрывающие вызов такси в тех местах, где остановка невозможна. Например, мы делаем это при перекрытии улиц во время массовых мероприятий. В центре города такси как общественный транспорт помогает разгрузить дорожную сеть, поэтому рационально смягчить для водителей правила по остановке для посадки пассажиров», — сказали в «Яндекс.Такси».

Фото: Sergey Kovalev / Global Look Press
Фото: Sergey Kovalev / Global Look Press

Чиновники: проблем нет

В Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) заявили, что контроль за соблюдением участниками дорожного движения ПДД возложен на территориальные органы ГИБДД.

«В свою очередь, мы всегда ведем диалог с таксистами, и организовываем для них специализированные стоянки, где это возможно. На них можно бесплатно припарковаться, чтобы подождать новый заказ или просто отдохнуть. Если у водителей есть конкретные предложения, где можно организовать дополнительные стоянки для такси, их можно направлять через электронную приёмную. В обращении нужно указать точный адрес и ориентиры места, где нужна стоянка, а также приложить фотографию», — сказали в ЦОДД.

В свою очередь председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко заверил, что массовых жалоб от водителей такси не поступает. «Только единичные. Они все рассматриваются строго в индивидуальном порядке», — сказал Коношенко.

Между тем глава профсоюза «Таксист» Щербинин рассказал Autonews.ru, что около года назад отправлял обращение к главе столичного департамента транспорта Максиму Ликсутову. В нем он просил увеличить нештрафуемый для таксистов период до 1,5-3 минут.

«Первое время это работало, а сейчас штрафы снова начали приходить, — сказал Щербинин. — 90% вызовов приходят именно под нарушение ПДД. Если на всех улицах появятся камеры, штрафы будут приходить бесконечно. С агрегаторами договариваться бесполезно — им главное заработок денег, а не соблюдение ПДД».

Фото: Anton Belitsky / Russian Look
Фото: Anton Belitsky / Russian Look