Новый законопроект, позволяющий значительно проще оспаривать штрафы ГИБДД, разработали в Госдуме. Парламентарии предлагают разрешить автомобилистам отправлять жалобы на постановления без личных визитов в полицию — через сайт Госуслуг. Кроме того, законопроект предусматривает возможность в режиме онлайн обжаловать и решения судов по административным делам в вышестоящих инстанциях. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказал один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
Поводом для законопроекта стала перспектива отмены нештрафуемого лимита скорости +20 км/ч и снижение его до +10 км/ч, увеличение количества комплексов фотовидеофиксации на дорогах и многочисленные примеры неправильного использования камер в регионах. Лысаков также объяснил, что из-за проблем с неверными настройками камер или же из-за технических ошибок в постановлениях (неточности в госномерах, моделях автомобилей) растет и количество ошибочных штрафов.
«Водители смогут обжаловать штрафы и решения судов по административным делам в электронном виде, например, через сайт Госуслуг, — объяснил Лысаков в беседе с Autonews.ru. — Потому что сейчас часто случаются технические ошибки — к примеру, водителю пришло «письмо счастья», а на фотографии даже не его машина. Причиной ошибки может стать машина-двойник, ошибочно распознанная буква или цифра. А если камера фото-видео фиксации установлена с нарушениями, то погрешность может достигать +7 км/ч к измеряемой скорости. Таких случаев очень много, и человек должен носиться по инстанциям, доказывая, что он не виноват. Чтобы закрыть производство по такому делу, необходимо вмешательство вышестоящего должностного лица, начальника человека, выписавшего этот штраф. Если штраф прилетел из другого региона — приходится писать бумажные обращения туда, суды тоже происходят по месту допущения административного нарушения».
По словам Лысакова, сейчас электронное обжалование таких штрафов ГИБДД исключено, хотя другие виды административных проступков это предполагают.
«Теперь же все должно стать проще — вы отправляете жалобу в электронном виде, специалист сразу видит, что, например, марка машины не сходится, отменяет постановление и закрывает дело. Это значительно упрощает объем необходимых действий и время, которое нужно потратить на обжалование», — рассказал парламентарий.
Председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству назвал «настораживающими» примеры некоторых регионов, где система в первую очередь считается способом пополнения бюджета, а не борьбой за снижение аварийности.
«Дурной пример заразителен, это настораживает, — сказал депутат. — Работа (по принятию документа в Госдуме — прим. ред.) займет около года. Нам предстоит собрать большой объем аналитических и статистических данных. Но сам текст закона об электронном обжаловании штрафов ГИБДД достаточно короткий, никаких сложных конструкций нет. Просто порядок обжалования будет разрабатываться правительством — там должны прописать весь алгоритм действий через сайт Госуслуг. Пока отзывов на законопроект нет, мы не вносили его в Госдуму, но текст подготовлен, и мы представим его в таком виде, чтобы поводов для его отклонения не было».
Это нововведение сможет заметно упростить автомобилистам жизнь, считает адвокат Александр Леманн. Сейчас, по его словам, многие водители не обжалуют штрафы из-за сложности процедуры и предпочитают оплачивать их со скидкой.
«Обычно людям просто не хочется связываться и оспаривать штрафы — нужно написать бумажную жалобу, подписать, успеть направить «Почтой России» в десятидневный срок в адрес должностного лица или же сразу нести ее в суд. Если административный орган откажет в удовлетворении, опять-таки придется писать жалобу в суд. Доставить ее нужно лично — для человека, который работает, это максимально неудобно. Во многих странах давно работает возможность отправлять жалобы через интернет и ошибки оперативно исправляют», — объяснил юрист.
Адвокат считает, что упрощение процедуры может привести к росту количества обжалований. Это должно позволить выявлять проблемные участки дорог или конкретные камеры, которые фиксируют нарушения с ошибками. «Одно дело — составить жалобу, лично привезти ее в суд, потратить на это полдня, или же написать обращение, сидя дома за компьютером, — считает эксперт. — Если на одну и ту же камеру будет приходить много жалоб, то административные органы смогут оперативно устранять эти недостатки».
Впрочем, координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов назвал законопроект полумерой, которая не даст автомобилистам реального инструмента для отмены выписанного в автоматическом режиме постановления.
«Чтобы оспорить штраф, нужно чтобы камера собирала реальную доказательную базу, — объяснил Шкуматов. — Вот мне пришел штраф из Костромской области, якобы я ехал 117 км/ч. Но так быстро я не ездил. Получил я только фотографию, никакого видео, которое я мог бы оценить и согласиться или не согласиться со штрафом, конечно же, нет. Фотография доказывает, что я там ехал, но с какой скоростью? Да, теоретически отправить видео с регистратора станет проще. Но мне точно так же, как и сейчас, скажут, что мое устройство не прошло поверки и штраф не отменят. Очевидные случаи будут отсеивать — ошибки в госномерах, штрафы для машин на эвакуаторах. Но ведь этих штрафы люди изначально не должны получать, а так выходит, что водителям предлагают делать чужую работу. Дело в том, что вице-премьер Максим Акимов задался вопросом — почему люди не оспаривают ошибочные штрафы. И это вот нашлось решение, но возможность доказать автомобилистам свою невиновность оно не даст».