Водитель нового Hyundai Solaris устроил ДТП на северо-востоке Москвы: протаранив один из припаркованных автомобилей во дворе, он решил скрыться. Только передняя табличка с госномером отвалилась и осталась прямо на месте аварии. По этим данным инспекторы ГИБДД сразу объявили план «Перехват» и устроили погоню.
Так началось мое дежурство с нарядом ДПС — около часа ночи с пятницы на субботу мы со включенной мигалкой мчимся на патрульном Ford Focus в район улицы Декабристов. Но долго искать нарушителя не пришлось: через пару километров при выезде на Алтуфьевское шоссе он на полном ходу протаранил отечественную «девятку». Никто не пострадал, хотя Lada идет под списание. Испуганного водителя белоснежного Solaris после медосмотра сажают в машину к инспекторам ГИБДД — он молчит, но полицейские уже все поняли. От мужчины сильно пахнет алкоголем, он не говорит ни слова. Под запись на мобильный телефон инспекторы ГИБДД предлагают водителю на месте пройти освидетельствование — дунуть в алкотестер.
Задержание проводят новички и заранее репетируют фразы, которые должны сказать, уточняя друг у друга статьи КоАП. Задержанный молча подписывает отказ, но никакой разницы нет. Согласно ч. 1 ст. 12.26 КоАП отказ от медосвидетельствования приравнивается к пьяному вождению и «влечет наложение административного штрафа в размере 30 тыс. рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет».
На вопросы, почему водитель сбежал, инспекторы разводят руками — возможно, это таксист, который побоялся лишиться работы.
«Каждый решает сам, соглашаться на медосвидетельствование на месте, ехать к врачу или отказываться, — говорит мне один из инспекторов ГИБДД. — Некоторые словно стесняются, что их опьянение подтвердит прибор. Некоторые не хотят тратить время, потому что уже все понимают. Подписывают отказ, и мы отправляем их домой пешком, если они не совершили никаких ДТП. Конечно, попадаются и за повторное пьяное вождение. Есть граждане, которые проходят уже по ст. 264 УК России, когда их пьянка за рулем приводит к ДТП с пострадавшими. Объяснить это поведение никак нельзя. Люди, которые будут водить пьяными, сколько ни повышай ответственность, будут всегда. Ситуации повидали разные: человек выпил, поймал кураж, поехал кататься. Или посидел в ресторане и решил доехать домой — ведь недалеко. Ссора с супругом или женой — поругались, выпили, кто-то садится за руль и уезжает. А если попадутся инспектору, начинают плакать, просят отпустить».
Риск встретить нетрезвого водителя на дороге есть всегда, и не важно, будний это, выходной или вовсе праздничный день, объяснил инспектор. Но так называемые усиления по праздникам — дело привычное.
«9 мая пришлось погоняться за гражданином Израиля, — делится еще один инспектор. — Поймали его, а он пьяный — ругается, дерется. Потом рассказал, что отмечал день независимости Израиля. В итоге праздновал в отделении. Бывает, что о пьяных за рулем сообщают очевидцы. Некоторым, правда, все равно — мол, сел и поехал пьяным. Кто-то боится, что такой водитель их найдет или считает, что стучать неправильно. Но кто-то проявляет свою гражданскую позицию. Звонят в дежурную часть и говорят, что видели, как в определенный автомобиль за руль сел человек, который еле стоял на ногах. Тогда в дежурной части по камерам наблюдения начинают пытаться вычислить, в каком направлении едет подозрительной водитель, об этом сообщают всем патрулям. Конечно, совсем точно движение машины определить сложно, но район — возможно. Если просто пьяный — оформим и отпустим. А если ст. 264 УК России — то везем в отделение, откатываем «пальчики», следователь решает, задерживать его или нет».
Едем на следующую точку — сразу несколько экипажей потоком останавливают автомобили один за другим на участке Алтуфьевского шоссе по направлению в область. Там, где свернуть и уехать по соседним улицам не получится. У водителей проверяют документы, если подозрений нет — сразу отпускают. Недовольного парня поймали на глухой тонировке — предложили на месте устранить. Водитель с досадой отрывает пленку и ругается, но инспекторы следят за процессом совершенно невозмутимо.
«Да, случается, что люди начинают препираться, стараются вывести инспектора на конфликтную ситуацию, спровоцировать, чтобы потом снять про это видео, — рассказывает оформлявший парня инспектор. — Сейчас почему-то стало модно снимать полицейских. Люди пытаются себя выгородить, думают, если достать телефон, то сотрудники ГИБДД не захотят связываться и сразу отпустят. Но такое поведение уже никого не шокирует — таких случаев тысячи. Конечно, когда первый раз встречаешь такого «оператора» — теряешься. Особенно молодые инспекторы: они не знают, что сказать. Но со временем вырабатываются нужные навыки. И мы просто делаем свою работу, не судим о личных качествах людей. Если человек попытается физически на нас воздействовать — можем надеть наручники, посадить в машину. Но водители стали покультурнее, в Москве такие случаи стали заметно реже».
Тем временем инспекторы просят некоторых водителей открыть машину, проверяют багажники. Интересуюсь у полицейских, какой повод нужен для осмотра или досмотра автомобиля и водителя.
«Для этого достаточно проведения спецопераций и мероприятий, например досмотровых, когда все машины мы должны проверять максимально внимательно, — объяснил полицейский. — Может быть объявлен план «Перехват» или вестись антитеррористические операции. Все это служит поводом для досмотра. Так мы и выявляем перевозку запрещенных веществ, оружия. Часто проверяем каршеринг — аккаунты там продаются, люди ездят пьяными и без прав».
Инспекторы останавливают еще несколько машин. Нарушения мелкие — некоторые просто забыли права. Тем, кто живет недалеко, инспекторы разрешают оставить автомобиль с пассажирами и сходить за документами. Попался и довольно громкий водитель на «шестерке», из окон которой, высунувшись, ехали четыре девушки. Оказывается — реклама бара. Только вот водитель тоже забыл права, а еще нарушил правила перевозки пассажиров, за что получил штраф и предупреждение на будущее.
Часто вычислять недобросовестных водителей инспекторам помогает профессиональное чутье. «Водитель едет неуверенно, а заметив машину ГИБДД, резко остановился или свернул во двор — это повод для проверки», — рассказывает мой напарник и быстро догоняет заехавшую в темный двор иномарку. Но здесь промах: уставший водитель просто приехал из другого города и заблудился.
«Если чувствуешь запах алкоголя, есть основания предложить провериться, — рассказывает инспектор, продолжая патрулирование. — Бывает, что рядом сидит пассажир, который выпивает. Тогда вызываем водителя на беседу. Смотрим, как реагирует. Если нормально общается, отпускаем. Появились сомнения — у нас есть прибор, который может их легко развеять. Когда останавливаешь человека, есть очень много факторов, по которым можно определить, пьян он, под действием психотропных веществ или просто устал. Нам все говорят, что просто устали или не выспались. Но каждый водитель лжет, в той или иной степени. Нет тех, кто будет говорить исключительно всю правду. Он будет отрицать, что пил, хотя по нему все видно. Это психология».
Спрашиваю у инспектора, как говорить правильно и не вызывать лишних подозрений.
«Человек, который говорит правду — говорит уверенно, — делится инспектор. — Когда водитель врет, он думает, что говорить, как правильно сказать. Видно, что у человека стресс, что ему некомфортно, начинают бегать глаза, на простейшие вопросы он начинает рассказывать длинные объяснения. Еще многие почему-то считают необходимым нахамить инспектору, говорить свысока, обращаться на «ты». Мы — люди воспитанные, при исполнении, со всеми незнакомыми людьми говорим на «вы». Вообще идеальный водитель — это тот, который не нарушает. Если у вас нет нарушений, ремень пристегнут, вы вежливо ответили на вопрос, вся проверка займет секунд 40».