Неожиданное продолжение получил разгоревшийся в Сети скандал с участием столичного автомобилиста, который пожаловался на штраф за нарушение правил остановки в момент, когда он пропускал пешехода. Как заявили Autonews.ru в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), водитель на самом деле стоял на дороге под знаком 3.27 «Остановка запрещена» дольше двух минут, и с пропуском пешехода полученный им штраф в размере 3 тыс. рублей никак не связан.
Резонансное сообщение в группе «Синие ведерки» от имени водителя Андрея Алексеева оставил координатор сообщества, известный автомобильный эксперт Петр Шкуматов. «Департамент транспорта Москвы начал штрафовать водителей за то, что они пропустили пешехода. Штраф за выполнение ПДД: 3000 руб. (1500 руб. со скидкой). Если водитель пропускает пешехода, то есть останавливается перед зеброй, где остановка запрещена, получает «трешник». Если же не пропускаешь пешехода, так как останавливаться запрещено, платишь полторы. Получается, что не пропускать пешеходов выгоднее, а проезд все равно платный», — пожаловался автомобилист.
В доказательство своих слов водитель приложил фотографию, которую сделала камера фотовидеофиксации перед нерегулируемым пешеходным переходом на 1-й улице Бухвостова. На изображении автомобиль Volvo действительно находится прямо перед зеброй, по которой следуют пешеходы. Все происходит, согласно постановлению, 26 апреля в 18 ч. 25 мин. 19 сек. Однако в ЦОДД в ответ на упреки предоставили вторую фотографию, сделанную спустя две минуты: автомобиль находится в том же месте. На изображении при этом можно рассмотреть желтую линию, запрещающую остановку.
«На этом отрезке действительно работает камера «Стрит Фалькон», которая выписывает штрафы за остановку и стоянку в неположенном месте (знак 3.27), — сказали в ЦОДД. — При получении штрафа нарушителям всегда приходит две фотографии, которые показывают период времени, в который было допущено нарушение».
В Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) также подтвердили, что в приведенном случае время стоянки под запрещающим знаком 3.27 «Остановка запрещена» и вдоль желтой разметки составило почти две минуты.
«При этом на второй фотографии отчетливо видно, что пешеходный переход пуст и пешеходов там нет. В последнее время некоторые автомобилисты идут на уловки, чтобы избежать штрафа. Например, целенаправленно встают под знаком, открывают багажник и заклеивают номера бумажками, инсценируя вынужденную остановку. В таких случаях мы запрашиваем дополнительные фотоматериалы с камер и проверяем, есть ли нарушение ПДД», — объяснили в МАДИ.
Свою реакцию в «Фейсбуке» опубликовал и Начальник ситуационного центра, замруководителя ЦОДД Александр Евсин, который поделился результатами внутренней проверки.
«В связи с публикацией претензии к правомерности вынесения постановления о нарушении проведена проверка, — сообщил Евсин. — Результат проверки: автомобиль был оштрафован правомерно — за остановку в зоне запрета стоянки, обозначенной разметкой 1.4 (желтая сплошная линия). Остановка продолжалась не менее двух минут. В доказательство приведен первый и второй снимок, сделанный системой видеоконтроля. Согласитесь, это совсем не похоже на пропуск пешехода. Это действительно была достаточно продолжительная остановка в неположенном месте. Также необходимо напомнить, что при вынесении штрафа за нарушение порядка остановки/стоянки, естественно, учитываются такие обстоятельства, как плотный поток пешеходов, вынудивший водителя надолго прекратить движение, затор. Если будут данные о действительно ошибочных штрафах, то они будут отменены. Но в данном случае штраф наложен правомерно».
В 2019 г. за непропущенных пешеходов в Москве автомобилисты получили 3109 штрафов, выписанных при помощи комплексов фотовидеофиксации, выяснил Autonews.ru. Но это только начало: количество подобных постановлений уже до конца года возрастет в разы. Это произойдет за счет установки новых камер, фиксирующих грубое нарушение ПДД в автоматическом режиме.
Напомним, что, согласно ст. 12.18. КоАП «Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения», такой проступок влечет наложение административного штрафа от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. Однако на основании выписанных в автоматическом режиме материалов приходит минимальный штраф.
В 2018 году в Москве работало только три подобных комплекса: по одному в СЗАО, ЮАО и ВАО. За это время с их помощью за непредоставление преимущества пешеходам на нерегулируемых переходах специалисты вынесли 326 постановлений. Как рассказали в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), с начала 2019 г. в столице заработали еще восемь подобных камер. Но уже в ближайшее время количество комплексов вырастет до 39. Наладка оборудования находится на финишной прямой, после чего в ЮЗАО будет работать уже 15 комплексов, в ЗАО и СВАО — по пять, в ВАО — четыре, в ЮАО, СЗАО и ЮВАО — по три, в САО — один.
К концу года ситуацию с пешеходами на дорогах будут отслеживать в общей сложности уже более 100 камер. «Установят их главным образом в местах, где уже происходили ДТП, связанные с наездом на пешеходов. А также в наиболее опасных с точки зрения пешеходной безопасности точках — их согласовали в ГИБДД Москвы. Окончательное количество комплексов будет известно после их установки, наладки и согласования», — уточнили Autonews.ru в ЦОДД.
Чтобы определить, уступил водитель дорогу пешеходу на зебре или нет, комплекс рассчитывает путь движения автомобиля и пешехода. Если их пути пересекаются, камера делает первую фотографию: на ней автомобиль находится еще вдалеке, а пешеход уже начал движение по зебре. Далее комплекс измеряет темп движения пешехода и скорость автомобиля. Если темп движения пешехода изменяется или человек вовсе останавливается, а при этом автомобиль продолжает движение, то делается второй кадр.
К каждому материалу о нарушении записывается видеоролик, который обязательно просматривается перед вынесением постановления. «Ролик хранится на случай несогласия водителя со штрафом. В постановлении, которое получает нарушитель, имеются два фотоснимка, — объяснили в ЦОДД. — На представленных фотографиях автомобиль проезжает зебру, а пешеход не дошел до конца перехода из-за снижения темпа движения или остановки».
В Центре также заверили, что за все время фиксаций этого вида нарушений никаких признанных обоснованными жалоб от водителей по данному виду нарушения не поступало.