Биб-бип! Фа-Фа! Гудки автомобильных сигналов на грузинских дорогах, похоже, не смолкают никогда. Каждый уважающий себя генацвале считает своим долгом посигналить при любом маневре: пошел на обгон — нажал на клаксон, решил повернуть — без него тоже не обойтись. А уж если на улице встретились знакомые или соседи...
Батуми поразил пестротой автопарка. Здесь удивительным образом на дорогах соседствуют сверкающие лаком представительские седаны и солидные внедорожники со старыми праворульными японками, насквозь проржавевшими советскими «Жигулями» и древними ГАЗ-51 с облупившимися кабинами, покрытыми уже четвертым слоем краски. Если повезет встать за таким автомобильным ископаемым где-нибудь на узкой петляющей дорожке, то все. Даже принудительный перевод климат-контроля в режим рециркуляции не помогает.
Наш маршрут лежит в город, который благодаря своим источникам с минеральной водой известен по всему миру и является своеобразной визитной карточкой Грузии, ее брендом — Боржоми.
Проявив чудеса акробатики, забираюсь в новый Jeep Wrangler Rubicon. Несмотря на то, что часть дороги в Боржоми представляет собой лихо закрученный серпантин, о выборе машины ничуть не жалею. Это на прошлом Wrangler, особенно на его наиболее экстремальной версии Rubicon, езда по узким и петляющим дорожкам была тяжелой работой. Тугой руль, жесткие мосты, огромные неподрессоренные и гигантские ходы подвески вкупе с «грязевыми» шинами заставляли водителя постоянно быть в напряжении даже при движении по прямой. А уж горные серпантины этому автомобилю были вообще противопоказаны — поворачивать машина совершенно не хотела.
Поведение нового Wrangler Rubicon — совсем другая история. И несмотря на то, что в конструкции автомобиля мало что изменилось (это по-прежнему рамный внедорожник с жесткими мостами и «зубастыми» шинами), благодаря грамотным настройкам шасси на асфальте он стал себя вести совершенно иначе. Машина уже не пугает водителя и седоков рысканиями по полосе и вполне прилично ведет себя даже в крутых поворотах, лишь заметно кренясь в сторону. Пару раз даже пришлось резко уходить в сторону от выбежавших в закрытом повороте на дорогу коров. И ничего, Wrangler был неплох.
Вообще домашний скот — настоящий бич местных дорог. Ладно в каком-нибудь забытом богом высокогорном селе на былые остатки асфальта выйдут десяток-другой коров. Так ведь лениво прогуливающиеся по проезжей части коровы и овцы — привычное явление даже на автомагистралях. С учетом того, что освещение на местных загородных трассах — большая редкость, риск наткнуться в темноте на тушку весом в пару центнеров очень велик.
Впрочем, держать себя в рамках дозволенного заставляют не только коровы, но и огромное количество камер, а также полицейские с радарами. Последние, кстати, от водителей не скрываются. Напротив, благодаря постоянно включенным проблесковым маячкам на патрульных автомобилях полицейских видно издалека.
Однако местным водителям, похоже, вообще наплевать и на камеры, и на полицейских. И если скорость в Грузии еще как-то соблюдают, то дорожная разметка и знаки для темпераментных грузинских автомобилистов не более чем условность. За груженой фурой, натужно взбирающейся в гору по узкому и извилистому перевалу, покорно тащились, похоже, только мы и коллеги. Местные водители, не обращая внимания на сплошную разметку и соответствующие знаки, лихо выходили на обгон даже в «слепых» поворотах под пронзительные звуки клаксона. Удивительно, но при такой беспечной, а зачастую и просто опасной манере езды мы увидели только одну аварию.
Утопающий в зелени город Боржоми встретил нас минеральной водой. Она тут везде — в специальном питьевом фонтане, расположенном в центральном парке, в бурной реке, проходящей вдоль улицы. Готов поспорить, что даже вода, текущая из крана отеля, имеет характерный солоновато-йодный привкус.
На следующий день мы отправились в Вардзию — старинный скальный город, расположенный примерно в 100 км от Боржоми. Он был основан царицей Тамарой в XII–XIII вв. в отвесной туфовой стене горы Эрушети и являлся крепостью, которая защищала юг Грузии от набегов неприятелей из Турции и Ирана. Высеченные в скальном грунте над рекой Кура сотни многоярусных пещер, растянувшихся почти на километр, позволяли защитникам надежно оберегать рубежи от захватчиков. Однако сильное землетрясение в 1283 г. привело к гигантскому обвалу, в результате которого большая часть этой естественной крепости была разрушена. С этого момента оборонное значение Вардзии сильно упало. Постепенно в сохранившихся пещерах поселились отшельники, основавшие в них монастырь.
В XVI в. эта часть Грузии была захвачена турками, которые практически уничтожили монастырь. Сохранившиеся пещеры стали использоваться пастухами в качестве укрытий от непогоды. Чтобы согреться и приготовить еду, чабаны жгли костры прямо в пещерах. Именно благодаря этим кострам до наших дней и сохранились уникальные фрески, созданные монахами-отшельниками. Толстый слой копоти стал фактически своеобразным консервантом, надежно защитившим наскальные изображения от течения времени.
Обратный путь в Батуми проходил через одно из самых живописных и труднодоступных мест Грузии — перевал Годердзи, расположенный на высоте более 2000 м, который соединяет горную Аджарию с регионом Самцхе-Джавахети. С каждой сотней метров набора высоты качество дорожного полотна ухудшается в геометрической прогрессии. Сначала в асфальте появляются первые пока еще достаточно редкие крупные выбоины, которых становится все больше. В конце концов асфальт просто исчезает, превращаясь в разбитую и размытую грунтовку, — вот она настоящая стихия для Jeep.