«Когда я приезжаю к друзьям в Петербург, то чувствую себя олигархом. Могу закрыть счет в ресторане за всю компанию, не смотрю на цены в обувном магазине и даже не требую сдачи в такси. Если ты думаешь, что я самый богатый исландец, то это не так. Я обычный пенсионер», — за пять часов полета Улфгангер Ларуссон рассказал мне, кажется, все об Исландии.
Но дольше всего мы говорили о деньгах. Он предупреждал, что в Исландии очень дорого, но я до последнего не верил, что настолько. Комплексная автомойка — 10 000 руб. по курсу, бутылка самой дешевой питьевой воды — 250 руб., «Сникерс» — 400 руб. и так далее.
Причина — в полной изоляции: страна отрезана от внешнего мира пронзительно холодной Атлантикой. Еще в Исландии почти ничего не растет из-за неплодородных почв и сурового климата. С логистикой все очень плохо: на острове отсутствует железнодорожный транспорт, а за пределами Рейкьявика асфальт — вообще большая редкость.
Мы проехали всю Исландию вдоль и поперек на Subaru — российский офис доставил партию автомобилей из Москвы на остров ради четырехдневной экспедиции. Большая часть маршрута проходила как раз по гравийным дорогам с большим перепадом высот. А еще на пути было много бродов — тем удивительнее было заезжать в горные реки на Subaru XV. Вода заливала капот, и казалось, что еще чуть-чуть — и машину сорвет течением. Но компактный и легкий XV держался так, будто ничего и не происходит.
Это был XV в нарядной версии Tokyo — ее представили всего месяц назад. От обычного кроссовера такой отличается декоративными элементами: накладками на бамперах и порогах, шильдиками Tokyo и классной акустикой Harman. По технике отличий никаких: 2,0-литровый оппозитник на 150 сил, честный полный привод и вариатор. Но когда под колесами огромные камни, глубокие броды и колея, думаешь в первую очередь о клиренсе. Здесь под днищем 220 мм, а благодаря коротким свесам в Исландии он чувствовал себя почти так же вольготно, как «Форестеры» и «Аутбэки».
У нее в руках не было жезла и тем более оружия — она просто остановила на обочине свой Land Cruiser, грациозно спрыгнула на землю, сильно хлопнув дверью. Исландская девушка-полицейский остановила нашу колонну вытянутой рукой. Через мгновение она хитро улыбнулась, поправила воротник и махнула напарнику. Коп явно не был настроен на дружелюбное общение: «Права у вас есть? Что делали вчера? Что это вообще за номера? Внедорожный тест? У нас это запрещено!»
Реакция на российские номера и слово «внедорожный» неслучайна: месяц назад чудовищный поступок блогера из Рыбинска обсуждала вся Исландия. На арендованном «Прадо» он зачем-то вспахал гейзеры, а потом пожаловался на огромные штрафы: 3600 долларов за езду по бездорожью, 1200 долларов за эвакуацию, а собственник земли подал на него в суд еще на 15 000 долларов за порчу имущества.
В полиции признались, что о странном русском им рассказали местные — кто-то позвонил в участок и нажаловался на водителя Prado. Исландцы так бережно относятся к природному наследию, что жаловаться здесь — обычное дело.
Особенно часто местные докладывают в полицию о превышениях скорости и о прогулках по мхам и горам в местах, где этого делать нельзя. Исландцев всего 350 тыс. человек, но будьте уверены, что где-нибудь вдали от Рейкьявика, высоко в горах, когда на десятки километров вокруг нет ничего, кроме камней и песка, за вами тоже следят.
Улфгангер Ларуссон рассказал, что в Исландии есть только одно явление, на которое уже никто не обращает внимания, — это погода. Пронизывающий холодный ветер может смениться полным штилем за каких-то 15 минут. Ясное небо затянется свинцовыми тучами быстрее, чем вы перейдете дорогу, а ливень прекратится раньше, чем вы достанете зонт. Поэтому есть лайфхак: одеваться нужно в несколько слоев и в зависимости от погоды сокращать или, наоборот, увеличивать количество одежды. Это единственный способ чувствовать себя более-менее комфортно в условиях, когда то сильно дует, то чудовищно льет.