Президент России Владимир Путин дал правительству 44 поручения в области дорожного движения и строительства дорог. Мы выбрали самые важные нововведения и объяснили, как они повлияют на жизнь каждого автомобилиста.
Президент поручил завершить создание единой информационной базы, содержащей сведения о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или медицинские ограничения к управлению транспортными средствами. Для этого нужно будет обеспечить возможность обмена такими сведениями с органами внутренних дел России.
Срок исполнения: 1 декабря 2019 г.
Что это значит?
Лишать прав водителей с противопоказаниями станет проще. Поручение президента должно наконец наладить информационный обмен между Госавтоинспекцией и Минздравом и упростить процедуру лишения прав водителей с противопоказаниями. Дело в том, что в ГИБДД уже много лет пытаются добиться от Минздрава предоставить доступ к информации о состоящих на учете алкоголиках, наркоманах и эпилептиках.
В Госавтоинспекции не раз жаловались, что соответствующей базы врачами пока так и не создано, из-за этого граждане с противопоказаниями к вождению могут скрыть свой диагноз и получить водительские права. Кроме того, права выдаются сроком на 10 лет — в течение этого времени автомобилист также может заработать проблемный диагноз. Но большинство из них не сообщает об этом в ГИБДД, чтобы не лишиться прав. Поэтому сотрудникам прокуратуры и ГИБДД приходится выявлять таких водителей вручную: запрашивать у медиков списки лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и состоящих при этом на учете, после чего их лишают прав. Теперь все должно измениться.
Точно такое же поручение Путин отдавал еще в 2009 г., но за 10 лет ведомства так и не смогли договориться. В Минздраве против такой идеи — там считают, что создание общей базы и предоставление постоянного допуска к ней служащим МВД противоречит закону о защите персональных данных.
Президент потребовал в обязательном порядке начать информировать водителей о местах размещения автоматических дорожных камер. Кроме того, он поручил ввести практику неприменения штрафных санкций со стороны ГИБДД за нарушения правил, которые зафиксировали неправильно установленные камеры.
«Цель установки камер — снижение аварийности и травматизма на дорогах, сохранение жизни людей, — сказал Путин. — Не нужно эти камеры, особенно на опасных участках, специально скрывать и прятать. В этом случае происходит прямая подмена смысла всех этих мероприятий — вместо того чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф».
Срок исполнения: 1 февраля 2020 г.
Что это значит?
Водители будут получать меньше штрафов. Критика президента в первую очередь направлена в адрес треног. Дело в том, что сейчас на дорогах России распространена практика установки частных мобильных камер фиксации нарушений. Владельцы таких камер с каждого штрафа получают свой процент, размер которого отличается в зависимости от региона. Зачастую недобросовестные владельцы в целях увеличения количества штрафов некорректно устанавливают камеры по отношению к дороге либо искусственно увеличивают показатель погрешности. Никаких предупреждающих знаков перед треногами не ставят, а из-за того, что владельцы камер постоянно меняют места их дислокации, отметки в «Яндекс.Картах» помогают далеко не всегда. Всего в России, по данным Госавтоинспекции, работает около 4 тыс. треног.
Совсем скоро устанавливать такую камеру без предупреждающего знака будет нельзя. Установку их в местах-ловушках запретят, а если установленная с нарушениями камера все-таки зафиксирует проступок водителя, на основании этих материалов штраф выписывать не будут. Эти же требования относятся и стационарным комплексам фотовидеофиксации — перед каждым из них в обязательном порядке должен быть установлен предупреждающий знак.
Путин потребовал обеспечить неотвратимость наказания для иностранных граждан и иностранных перевозчиков за нарушения ПДД и обязать их уплачивать административные штрафы до выезда правонарушителей с территории России. Оказалось, что в 2018 г. из 98 млрд руб. выписанных штрафов было взыскано только 65 млрд. руб., а фиксация камерами иностранных госномеров ничего не дает — из-за отсутствия соглашений с другими странами в ГИБДД просто не знают, куда отправлять квитанции. К примеру, в Москве, по данным столичного департамента транспорта, только 1% иностранцев-нарушителей получают штрафы с камер.
Срок исполнения: 1 февраля 2020 г.
Что это значит?
Без уплаты штрафа иностранцев не выпустят из России. В России запустят схожую схему, которая действует сейчас в Белоруссии. Водителей-иностранцев при выезде из страны будут проверять на наличие полученных штрафов ГИБДД и предлагать оплачивать их на месте. Без этого выехать из страны не получится. Для этого будет создана единая информационная база с МВД и Федеральной таможенной службой.
Президент поручил разработать план мероприятий по оснащению четырехполосных автомобильных дорог системами разделения встречных направлений движения. При необходимости правительство должно будет изменить нормативно-правовые акты России.
Срок исполнения: 1 июля 2020 г.
Что это значит?
Отбойников станет больше. В России потоки практически всех широкополосных дорог начнут разделять специальными конструкциями. Это будут не только привычные отбойники, но и более легкие конструкции: например, пластиковые разделительные столбики или стальные тросовые ограждения. Эти меры должны снизить количество ДТП с выездом на встречную полосу, которые считаются наиболее опасными.
Отдано поручение разработать информационный ресурс, который будет содержать подробную информацию о водителях. Такой инструмент позволит проверять, есть ли у гражданина права, какой они категории и не наложены ли на водителя санкции в виде лишения права управления. Доступ к ресурсу откроют для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по аренде автомобильного транспорта, перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе легковым такси.
Срок исполнения: 1 февраля 2020 г.
Что это значит?
В каршеринге не будет лишенцев. Каршеринговые компании и сдающие автомобили в аренду организации смогут оперативно проверять, есть ли у их клиентов действующие водительские права. Сейчас у каршеринговых компаний нет возможности оперативно проверять актуальность данных, которые им предоставляют пользователи. Получив авторизацию, некоторые водители продолжают пользоваться сервисами даже после того, как их лишили права управления. Проще будет таксопаркам, которым станет удобнее контролировать работу своих водителей.