Осенью 2019 г. в России заработает новый предварительный национальный стандарт (ПНСТ), который позволит по-новому наносить разметку для парковочных мест: они будут короче и уже. Как рассказал Autonews.ru руководитель проектно-технического комитета «Удобная дорога» Александр Шумский, в настоящее время новый стандарт «Экспериментальные технические средства повышения эффективности и безопасности дорожного движения» проходит общественные обсуждения. После чего, уже в ближайшее время, вступит в силу.
Возможную допустимую длину парковочного места с 7,5 м укоротят до 5,5 м — речь идет о местах, размеченных параллельно проезжей части. Если же стояночные места будут размечены перпендикулярно проезжей части, под углом, то появится возможность укоротить такие места до 5 м. Ведь заезжать на них удобнее — и лишняя длина просто не нужна. Такой прием будет полезен там, где нужно сохранить пространство для тротуара.
«Существующие нормативы предписывают, что длина парковочного места должна быть 7,5 метра. В исключительных случаях можно сократить ее на 1 метр, — рассказал Шумский. — А ширина при этом огромная — 2,5 метра. Это хорошо для загородного поселка, но в стесненных городских условиях это непозволительная роскошь. Поэтому наш Проектный технический комитет 703 «Удобная дорога» разрабатывает новый стандарт, где будут предусмотрены новые габариты парковочных мест. Мы вооружились рулетками и курвиметрами и исследовали несколько десятков улиц. Практическим путем высчитали, что сейчас по факту для парковки используется в среднем около 5–5,5 м в длину. Ведь водители паркуются с учетом дополнительных полметра до и полметра после уже припаркованных автомобилей. Парковаться с учетом действующих требований к разметке считается плохим тоном. Фактически в Москве ее не соблюдают, чтобы поместилось больше машин».
Что касается ширины парковочных мест, то, как уточнил Шумский, в настоящее время ГОСТы обязывают выделять на это 2,5 метра. После изменений появится возможность размечать парковки в 2 м шириной.
«На некоторых улицах несколько лет тестировалась ширина парковок в 2,25 м, и эксперимент проявил себя успешно, — рассказал эксперт. — Это Маросейка, Покровка, Пятницкая, Большая и Малая Никитские улицы. Сначала кто-то говорил, что не влезает, но потом привыкли. При этом ширину 2,25 м можно аккуратно оптимизировать еще на 25 см. Дверь нараспашку надо в любом случае открывать, только оглядываясь назад. Никто не заставляет пересаживаться на малолитражки, но надо понимать, что в стесненных условиях такая машина более конкурентна по занимаемой площади, проще найти парковку».
По оценке эксперта, такое нововведение позволит примерно на 30% увеличить количество свободных мест для парковок в крупных городах. «На некоторых улицах, где сейчас висят «кресты», можно будет повесить парковочные знаки, стоит только перечертить разметку», — объяснил Шумский.
Если нововведение получит хорошие отзывы, его закрепят в новом ГОСТе, но применять его можно будет уже с осени. По такой схеме, к примеру, в России уже запустили «вафельную» разметку и уменьшенные дорожные знаки. Полезно оно, по словам руководителя комитета «Удобная дорога», будет не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других крупных городах с населением от 500 тыс. человек — например, Казани или Екатеринбурге.
О том, что столичные власти рассматривают новые варианты организации платных парковок, которые позволят увеличить парковочное пространство примерно в два раза, Autonews.ru писал еще в ноябре 2018 г.
О том, что на меньшей площади будут размещать больше автомобилей, рассказывал замруководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Евсин. В ЦОДД 2,5-метровую ширину парковочного пространства также назвали избыточной и поддержали в большинстве случаев переход на двухметровую.
«Этого достаточно для всех негрузовых машин, в Европе вообще в городе используется ширина 1,8 м, — уточнял Евсин. — В приведенной схеме количество мест легко увеличено с шести до девяти.
В ЦОДД уверены, что никаких проблем для водителей на урезанной парковке не возникнет.
«Обычные машины в длину занимают примерно 5,4 м, но по нормативам под них отводят 6,5 м, что приводит к недоиспользованию пространства при разметке парковок. Возникают «обрезки» по пять метров по бокам, где могла бы стоять машина, но не может по нормативу. Сейчас эти фиксированные места все равно никто не соблюдает. Что касается сужения парковочного места с 2,5 до 2 м, то проблем при парковке оно также не вызовет», — уточнил Евсин.
При этом в ЦОДД подчеркнули: о конкретном ограничении длины парковочного места 5,4 м речь не идет. Таким образом, на такой парковке «без ограничений», к примеру, сможет поместиться и минивэн.
«5,4 м — это статистическая величина, которая используется лишь для оценки возможного количества среднестатистических машин на парковке, — объяснил Евсин. — Обсуждаемое предложение не накладывает никаких ограничений на длину транспортного средства. Каждый займет столько места, сколько необходимо. Такая разметка считается типовой практически во всех европейских городах и проверена временем и практикой».
По словам представителя ЦОДД, нововведение принесет и другие плюсы: помимо того, что исчезнет необходимость запрета парковки по одной из сторон улицы, на ряде из них можно будет отказаться от одностороннего движения.